Скидки 

Мехико (Теночтитлан) – великолепная столица империи ацтеков. Теночтитлан – столица государства ацтеков

Теночтитлан - город-государство, находившийся на месте современного города Мехико. Предание таково, что однажды, Бог солнца и войны Уицилопочтли сказал индейцам «мешика» (они же ацтеки), чтобы они основали город Теночтитлан на том месте, где увидят картину - орёл на кактусе будет держать в своих когтях змею. Такая возможность им предоставилась аж через 130 лет скитаний в южных землях Северной Америки, когда на одном из островов озера Тескоко индейцы увидели орла, державшего в когтях змею.

Теночтитлан – столица ацтеков

По более реальной версии, племя «мешика» пришло в долину Мехико с севера - с земель, ныне принадлежащих США. В то время вся территория долины была поделена между местными племенами, и, естественно, никто из них не хотел делиться землёй с пришельцами. Посовещавшись, местные вожди решили отдать пришельцам необитаемый остров на озере Тескоко. На острове водилось много змей, поэтому местные жители ожидали, что пришельцам на острове придётся несладко. Прибыв на остров, ацтеки увидели, что на нём обитает много змей, и очень этому обрадовались, поскольку змеи были их пищей. Как хорошая примета был воспринят ацтеками и увиденный ими орёл, держащий в своих лапах змею. По понятиям ацтеков, это символизировало торжество добра над злом. Таким образом, приблизительно в 1325 году, на острове посредине соленого озера Тескоко был основан Теночтитлан (в переводе с ацтекского - «дом кактусовой скалы»), а в 1337 году, к северу от Теночтитлана, отделившаяся часть племени основала город - спутник Тлателолько.

Город быстро рос: 7,5 квадратных км и 100 000 жителей - таковы были показатели его роста примерно через 100 лет после основания. А в течение последующих ещё 100 лет город разросся до 13,5 квадратных км, на которых размещалось до 212 500 жителей (по другим данным, до 350 000 и даже - до 500 000 жителей). Испанский губернатор, назначенный Кортесом, говорил о миллионном населении города.
В городе было много каналов и озёр, так что приходилось нередко передвигаться с помощью лодок, как в современной Венеции. Сам Теночтитлан был окружён бесчисленным количеством дамб и мостов, ограждавших его от водотоков.

Теночтитлан делился на четыре квартала: Теопан, Мойотлан, Куэпопан и Астакалько. В середине города находился ритуальный центр, окружённый защитной стеной Коатепантли (Змеиная стена). Город был застроен храмами, школами, служебными постройками и домами. Строения из-за рыхлого грунта возводились на длинных сваях.

Город Теночтитлан: достопримечательности

В городе было много интересных архитектурных сооружений. Город Теночтитлан украшают:
Великая пирамида. Храм пирамидальной формы достигал в высоту 45 метров. Его фасад был обращен строго на запад. Широкая сдвоенная лестница, состоящая из 114 ступеней, вела на вершину храма, где на площадке располагалось два храма меньших размеров. Это храмы двух главенствующих богов: Тлалока – бога дождя и Уитцилопочтли – бога солнца и войны. Впоследствии, после того, как Великая пирамида была разрушена, каменные блоки храма были использованы испанцами для воздвижения католического собора – самого большого на всей территории Америки. Великая пирамида за свою новую историю пережила несколько этапов раскопок. Во время последних исследований было обнаружено множество каменных статуэток и масок Тлалока, однако, археологам не удалось найти изображений Уитцилопочтли. Согласно испанским хроникам, его изображения делались из особого материала – тесто и семена, а, следовательно, давно разложились. В настоящее время открыта для посещения и находится на Сокало, справа от кафедрального собора Мехико.

Дворец Тлатоани. Дворцовый комплекс состоял из десятка каменных одноэтажных зданий. По внешнему виду комплекс представлял собой совокупность внешних и внутренних двориков, а также помещений различного назначения. Так, в зданиях, помимо жилищ знати и помещений Тлатоани, находились комнаты суда, и заседания совета. В общей суме дворец насчитывал около трехсот комнат. Испанцы в своих хрониках писали, что на территории дворцового комплекса можно было с легкостью заблудиться. Все входы и выходы в дворцовый комплекс, коих было около 20, соединялись с несколькими патио. Дворец располагался за пределами ритуального центра. Дворцовый комплекс, как и сама древняя столица Америки, обладал собственной инфраструктурой. При нем находились: арсенал, здание суда, здания совета, ткацкая мастерская, где женщины шили одежду для императора и его семейства, ювелиры? мастера по металлу, и другие ремесленники. За одними лишь животными и птицами ухаживало около пятисот слуг.


Кроме дворца Тлатоани на территории города располагался дворец Ашайакатля. Здание тыльной частью выходило на главную пирамиду ацтекской столицы. Дворец был огромен и выполнял функцию сокровищницы, и по совместительству храма. Дворец Ашайакатля обладал не меньшим количеством залов и комнат, по сравнению с императорской резиденцией. В комнатах дворца могло спокойно разместиться несколько тысяч посетителей. Наиболее примечательной комнатой дворца являлась замурованная сокровищница, созданная отцом Монтесумы II, и впоследствии разграбленная испанцами.
Цомпантли. Это была постройка в форме амфитеатра с рядами черепов, установленными зубами наружу. Располагался Цомпантли неподалеку от главных ворот пирамиды ацтеков. В конце постройки стояло две башни, возведенные из строительных смесей и ксотей. На верху башен располагались штыри, на которые насаживались черепа поверженных воинов. Также на ритуальной площади столицы государства ацтеков располагалось здание в виде башни. Вход в него охранялся двумя каменными сооружениями в виде голов с открытыми ртами. Внутри здания хранились ножи для жертвоприношений, котлы и посуда для варки жертвенного мяса, и прочая церемониальная утварь.

Главный рынок города. Территория рынка была окружена аркадами и вмещала от 25 до 50 тысяч посетителей. Рынок был настолько велик, что шум его был слышен во всей столице ацтеков. Рынок работал без выходных. Под каждый вид торговли было выделено отдельное место, а наиболее важные товары были снабжены собственными торговыми площадками. Денег у ацтеков не было и функцию волюты выполняли бобы какао, кукуруза, рабы и другие важные товары.
Городские дамбы. Теночтитлан со всех сторон был окружен озером Тескоко. Однако строительство дамб было не столько вынужденной мерой, сколько возможностью облегчения быта. Дамбы возводились постепенно, в несколько этапов. Сооружались дамбы из земли и дерева. Почти все дамбы служили для передвижения по ним, но некоторые выполняли свою прямую функцию – сдерживали воду, наступающую во время сезоном дождей. Наибольшая дамба достигала 9 километров в длину.

Несмотря на то, что ацтекская столица была огромнейшим городом, большая часть крестьян обитала на городских окраинах. Проживали семьи группами, называемыми кальпулли. Каждый клан Теночтитлана силился в отдельном жилом массиве, состоящем из множества одноэтажных домиков - хижин. Дома по большей части являлись мазанками, сделанными из ила, прутьев и других подручных материалов. Несмотря на немалое количество жителей, столица империи ацтеков не страдала от перенаселения. В одном доме проживало от двух до 6 человек. Женатая пара занимала один дом или же большую комнату в редких двухэтажных постройках.

Столица ацтеков Теночтитлан и приход испанцев

В XV-XVI веках столица ацтеков Теночтитлан превратился в один из красивейших городов Западного полушария. По всей видимости, он являлся тогда одним из крупнейших в мире: численность населения к началу XVI века, составляла почти 500 тыс. человек, - по тем временам колоссальная цифра. Этот величественный город успел просуществовать около двух столетий. Испанские конкистадоры под предводительством Эрнана Кортеса, прибывшие в Теночтитлан 8 ноября 1519 года, были поражены великолепием огромного города.

По словам одного из прибывших на остров испанцев, «такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чём-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Ацтеки - далеко не мирный народ - военной силой подчинили себе большую часть соседей, но испанцев встретили, на удивление радушно, ведь по древней легенде, изгнанный индейцами бородатый, светлолицый и белокожий бог Кецалькоатль должен был вернуться именно в год тростникового прута, и Кортеса с товарищами приняли именно за него.
Политика Кортеса, однако, привела к конфликту: вспыхнуло восстание, и испанцам пришлось убегать из Теночтитлана в ночь на 1 июля, в дальнейшем получившую название «Ночь печали». Потерпев поражение, Кортес и не думал сдаваться. Пополнив армию людьми и оружием, он развернул новое наступление на ацтекскую столицу - Мехико, как уже тогда испанцы называли Теночтитлан и 13 мая 1521 года, после семидесятидневной осады город пал. Так закончилась история одного города и началась история другого.
Про другие древние города Центральной Америки можно почитать в наших статьях про Паленке, Чичен-Ица и Мачу-Пикчу.

Империя ацтеков образовалась в XV веке в результате многочисленных войн. В самом начале она представляла собой тройственный союз, объединивший города-государства: Мехико, Тлакопан и Тецкоко. Однако очень скоро бразды правления союзом полностью оказались в руках верховного правителя ацтеков, чья столица с двойным названием – Мехико (Теночтитлан) – стала столицей огромной империи.

В этом, естественно, для правящего города были свои преимущества. Все, что производилось в провинциях, попадало в Мехико, особенно тропические товары, до этого неизвестные на центральном плато, такие, как хлопок, какао, шкуры, разноцветные перья, бирюза и, наконец, золото. Поэтому в Теночтитлане и могла появиться роскошь: в одежде, украшениях, еде, в обстановке домов.

Вся территория столицы ацтеков была распланирована вокруг четырех главных центров – кальпуллий, каждый из которых включал свой храм и свой «дом юношей», нечто вроде религиозно-военной школы. Однако кальпуллии не включали районы, где размещались дворцы императоров, государственные здания и главные святыни. По приблизительным оценкам исследователей, население столицы ацтеков на момент испанского завоевания насчитывало более полумиллиона человек.

Конкистадоры, вошедшие в Мехико, позже вспоминали, что перед ними открылся город, блиставший поразительным великолепием. Даже Эрнан Кортес, которому была не свойственна сентиментальность, упоминал сады, иногда окруженные насыпью, иногда расположенные на уровне суши, сообщал о широких, прямых улицах и о движении лодок по каналам рядом с ними, об акведуке, несущем пресную воду в город. Гордый идальго в своих письмах к Карлу V доходит до того, что пишет: «Индейцы живут почти так, как мы в Испании, подчиняясь порядку». Он добавляет: «Удивительно видеть, как разумно они подходят к выполнению любого дела».

12 ноября 1519 года, спустя четыре дня после вступления в Мехико, Кортес и его главные военачальники пошли осматривать рынок и великий храм Тлателолько вместе с императором Монтесумой II . Они поднялись вверх по 114 ступеням и встали на платформу на вершине пирамиды, расположенной перед святыней. С высоты открывалась прекрасная панорама как близлежащих деревень и четырех дорог, ведущих в столицу, так и самого города. Кортес писал:

«Итак, полюбовавшись на все это и поразмыслив над увиденным, мы обратили наши взоры на огромную рыночную площадь и на толпу людей на ней, которые что-то покупали и продавали... А среди нас были солдаты, которые уже побывали во многих уголках света, в Константинополе, в Италии и в Риме; и они сказали, что никогда еще не видели такого хорошо организованного и большого рынка, заполненного такой большой толпой людей».

Большинство домов в Теночтитлане были низкими одноэтажными строениями, поскольку только знатные ацтеки обладали правом выстроить двухэтажный дом. Большинство зданий имели фасад без окон – частная жизнь проходила во внутреннем дворике и была скрыта от посторонних глаз. Пригороды столицы застраивались простыми хижинами, со стенами из тростника и глины, с крышами крытыми соломой и травой. Но с приближением к дворцам императоров дома становились все более великолепными и роскошными.

Там и сям возвышалась пирамида местного храма, на некоторых улицах располагались лавки ювелиров или мастеров украшений из перьев, на других – встречались склады торговцев. И хотя свободного места, кроме огромных площадей, было мало, Мехико был не лишен зелени: в каждом доме был свой собственный внутренний дворик, а ацтеки всегда отличались страстью к цветам. Были также сады вокруг хижин, расположенных в пригороде, где росли цветы, овощи, которые иногда располагались на плавающих чинампас; а плоские крыши дворцов вельмож были увенчаны зеленью.

«Главные улицы, – писал Эрнан Кортес, – очень широкие и прямые. Некоторые из них и все улицы поменьше наполовину пешеходные, тогда как другая половина представляет собой канал, по которому индейцы плавают на лодках. И все эти улицы от одного конца города и до другого сообщаются таким образом, что вода может полностью пересекать их. Все эти протоки – а некоторые из них довольно широки – перекрыты мостами, сделанными из очень прочных и хорошо подогнанных балок, так что через многие мосты могут проехать в ряд десять всадников».

Центральная площадь Теночтитлана, видимо, совпадала почти полностью с современной площадью Сокало г. Мехико. С севера его ограничивала часть огороженной территории, прилегающей к большому храму, над которой в то время возвышалась пирамида одного из храмов солнца. Южная сторона граничила с каналом, тянувшимся с востока на запад; с восточной стороны располагались, вероятно, двухэтажные дома высоких вельмож, а с западной – фасад императорского дворца Монтесумы II , который стоял на том месте, где в настоящее время находится дворец президента мексиканской республики.


Встреча Монтесумы и Эрнана Кортеса

Дворец, который когда-то принадлежал правителю Ашайакатлю (1469–1481) и в котором останавливались испанцы во время их первого посещения Мехико, стоял к северу от домов вельмож, и его западный фасад выходил на территорию великого храма. До этой площади можно было добраться по каналу или по различным маленьким улицам. Грунт современной площади Сокало, равно как и фундаменты зданий, которые ее окружают, буквально нашпигованы остатками ацтекских скульптур, статуй и кусками разбитых памятников и барельефов.

В культовом квартале, кроме храмов, имелись также и мирские постройки. Во-первых, там находилась площадка для игры в мяч – любимого развлечения высших слоев общества. Во-вторых, располагались гостиницы для высокородных гостей императора, а также арсеналы и школа для играющих на музыкальных инструментах. И наконец огромный императорский дворец, роскошь которого повергла испанских конкистадоров в восхищение. Согласно описаниям очевидцев, похоже, что резиденция Монтесумы II представляла собой расположенные в определенном порядке здания, многие из которых были двухэтажными, сгруппированными вокруг овальных или квадратных внутренних двориков с садами.


Апартаменты монарха находились на верхнем этаже. На первом этаже размещался суд, военный совет, казначейство и общественное хранилище, где находились большие запасы продовольствия, одежды и других товаров. Прочие части дворца использовались как тюрьмы для военнопленных и обычных преступников. Помимо этого, во дворце жили музыканты, игравшие на барабанах, флейтах, колокольчиках и погремушках, а также ремесленники-ювелиры. Еще на территории императорской резиденции располагался зверинец и сад с редчайшими цветами и лечебными травами.

«У Монтесумы, – сообщал Карлу V Кортес, – был такой великолепный дворец в городе, что, мне кажется, почти невозможно описать его красоту и роскошь. Я только скажу, что ничего подобного в Испании нет».


Впечатление великолепия было еще большим за счет бесчисленных барельефов, статуй и разнообразных скульптур, которые украшали здания, святилища, площади и большие залы дворца. Несмотря на разрушения в XVI веке, то, что осталось от этого былого великолепия столицы ацтеков хранится в национальном музее и поныне удивляет своим богатством, размерами и совершенством.

Центральная площадь Теночтитлана служила также и рыночной площадью. «В этом городе много площадей, – писал Эрнан Кортес, – на которых всегда располагаются рынки, где можно что-то купить и продать. Но есть еще одна, по своим размерам вдвое превышающая город Саламанку, полностью окруженная сводчатыми галереями, где каждый день более шестидесяти тысяч человек что-то покупают и продают и где можно найти всевозможные товары изо всех провинций».

В одном месте продавали драгоценности из золота и серебра, драгоценные камни и разноцветные перья; в следующем ряду – рабов, далее плащи, набедренные повязки и юбки из хлопка или ткани, полученной из волокон алоэ. Шкуры ягуаров, пум, лис и оленей; кукуруза, бобы, какао, перец, лук, тысяча видов зелени; индейки, кролики, зайцы, оленина, утки и маленькие нелающие безволосые собачки, которых так любили употреблять в пищу ацтеки; фрукты, сладкий картофель, мед, патока, соль, краски, гончарные изделия всех форм и размеров, вазы и блюда из раскрашенного дерева, доски и брус для строительства, древесный уголь, смолистые факелы; сделанная из коры или алоэ бумага; все дары озер, циновки, стулья, печи…

На этой же рыночной площади, по словам Кортеса, «есть места, похожие на аптекарские лавки, где продают готовые к употреблению лекарства, мази и припарки. Есть парикмахерские, в которых можно помыть голову и подстричься; есть дома, где, заплатив, можно поесть и попить».

А еще там были женщины, которые готовили пищу на открытом воздухе и предлагали покупателям блюда из тушеного мяса или рыбы с овощами, или кукурузную кашу со специями, или леденцы из меда с отличными маисовыми лепешками под названием тлацкалли, или пироги из кукурузной муки, под чьей дымящейся корочкой была начинка из бобов, мяса и перца.

Такой предстала перед испанскими завоевателями столица ацтеков Мехико-Теночтитлан. И, несмотря на вызванное восхищение, конкистадоры почти сравняли ее с землей несколькими годами позже.

Мексика и Центральная Америка образуют часть древнего региона, который археологи называют Месоамерикой. В течение тысячелетий в этих краях жили кочующие с места на место группы; некоторые из них позже осели там и занялись земледелием. Поселения росли, и около 1200 г. до н.э. стали появляться настоящие города. Теночтитлан же был основан гораздо позже - в XIV в. н.э.

П ервые в мире города возникли в Европе, Северной Африке и Азии в 3000-2000 гг. до н.э. Это были города шумеров в Месопотамии (главным образом на территории современного Ирака), египтян и населения долины Инда в современной Индии и Пакистане. Первые города в Месоамерике появились несколько позднее, около 1200 г. до н.э.; все они относятся к цивилизации, которую мы называем культурой ольмеков.

П оследним из великих городов коренных жителей Месоамерики был город ацтеков Теночтитлан, расположенный в долине Мехико. Ко времени испанского завоевания в 1521 г. этот город был столицей самой большой империи в Месоамерике. К тому же он был лучше организован и больше по своим размерам, чем любой европейский город XVI столетия.

Падение Теночтитлана

13 августа 1521 г., после 70-дневной осады, испанский завоеватель Эрнан Кортес объявил город Теночтитлан владением короля Испании. Великолепие этого города изумило торжествующих победителей. Их историки описывали его как нечто волшебное из-за его грандиозных башен, храмов и каменных зданий, поднимающихся прямо из воды: «...Такого никто никогда не видел, не слышал и даже во сне не грезил о чем-нибудь подобном тому, что мы тогда увидели». Взятие Теночтитлана испанцами в том роковом году оказалось предзнаменованием гибели империи ацтеков.

Кодексы

Кодексы представляли собой длинные, сложенные гармошкой полосы бумаги, на которых ацтеки описывали и иллюстрировали свою жизнь и историю.

А цтеки сами описали свой образ жизни в книгах, называемых кодексами. Кодексы представляют собой снабженные картинками рассказы о жизни и истории ацтеков. Это длинные полосы бумаги, сделанной из коры и сложенной в виде большой гармошки, совсем не похожие на знакомые нам книги. Большую часть кодексов испанские завоеватели уничтожили, но, к счастью, некоторые все же сохранились.

М ассу сведений об ацтеках мы получили благодаря запискам испанских миссионеров, которых направили в Мексику вскоре после ее завоевания, чтобы обратить местное население в христианство.

И м пришлось изучить язык ацтеков, чтобы те могли рассказать им о своих религиозных верованиях и своем образе жизни.

О дин из миссионеров, Фрай Бернардино де Саагун, приехал в Мексику в 1529 г. Он узнал, что ацтеки спрятали несколько кодексов. Его помощники из ацтеков показали их ему и объяснили каждую картинку. В течение 30 лет после этого Саагун составлял 12-томную историю ацтеков. Кое-кто из солдат самого Кортеса тоже написал о том, что видел своими глазами, - зрелища эти были одновременно и чудесными и страшными. Записки этих испанцев часто называют хрониками.

П омимо этого, сведения обо всех аспектах жизни ацтеков дает нам археология.

С опоставив все, что мы узнали из письменных и археологических источников, мы получаем довольно полную картину жизни, обычаев и религиозных верований ацтеков.

С егодня большая часть развалин Теночтитлана лежит, недоступная взору, прямо под современным Мехико - городом, основанным в XVI в. испанскими конкистадорами (завоевателями). Хотя Теночтитлан в основном утерян для нас, мы знаем немало об ацтеках и их столице благодаря историческим и археологическим источникам

Раскопки исчезнувшего города

Но каким способом можно искать остатки исчезнувшей цивилизации, лежащие под таким большим современным городом, как Мехико? Ведь нельзя же копать ямы под высокими зданиями - они просто рухнут. Как это часто бывает с большими городами, где многие поколения людей живут сотни и даже тысячи лет, открытие материальных остатков прошлого - вопрос удачи. Вот так оно и получилось со столицей ацтеков и городом Мехико.

В о время строительных работ, проводившихся в Мехико на протяжении последних 200 лет, были вновь открыты исчезнувшие когда-то свидетельства прошлых веков: резная скульптура, части каменных лестниц, фрагменты настенных росписей. Археологи XX столетия пользовались каждым удобным случаем, когда строители сносили старые дома, чтобы произвести небольшие раскопки на их месте, прежде чем начнут возводить новые здания.

Открытие Великого храма

Удача улыбнулась археологам, когда мексиканское правительство приняло решение о строительстве в Мехико системы линий метрополитена. Пока шло сооружение этих линий, а началось оно в 1966 г., из-под земли извлекли богатую коллекцию ацтекских артефактов. А 21 февраля 1978 г. электрики, копавшие землю в самом центре Мехико, обнаружили часть огромного, выпиленного из глыбы камня. Работы сейчас же прекратили и обратились к археологам. Четыре дня велись осторожные раскопки, и наконец из земли была извлечена массивная, высеченная из камня ацтекская богиня луны. Археологи поняли, что им удалось обнаружить часть Великого храма ацтеков, самого священного места во всем ацтекском мире и центра Теночтитлана, столицы ацтеков. Это было действительно потрясающее открытие. Мексиканские власти решили, что продолжение раскопок в этом месте чрезвычайно важно, и обратились к профессору Матосу Моктесуме, известному мексиканскому археологу, с просьбой возглавить эти работы.

Подготовка к раскопкам

Прежде чем начать какие бы то ни было раскопки, археологи должны разработать точный и подробный план. Им следует решить, что они хотят делать, отдавая себе отчет в том, почему они этого хотят, на какие вопросы они надеются получить ответы и какой техникой собираются для этого воспользоваться. И конечно, они должны получить как можно больше предварительных знаний о предмете своих раскопок. Моктесума и его коллеги внимательно прочитали все испанские хроники XVI в., в которых описывался Теночтитлан и жизнь ацтеков, чтобы получить представление о том, как должен выглядеть Великий храм. Это должно было помочь им распознавать объекты, которые удастся найти, и отдельные части храма во время раскопок; кроме того, они должны были иметь ясное представление о самих ацтеках. Так что это чтение было важной стороной подготовки к раскопкам.

Е ще одним существенным моментом подготовительной работы был точный расчет мест раскапывания - ведь нужно было вести раскопки на обширном участке в центре многолюдного современного города и при этом не нанести вреда окружающим зданиям. Хотя здания эти относились к гораздо более поздним периодам, чем Теночтитлан. все же многие из них представляли определенную историческую ценность. В конце концов два дома пришлось-таки разрушить, но не раньше, чем особо значимые с исторической точки зрения участки этих зданий были самым тщательным образом сфотографированы.

П омимо всего прочего, археологам необходимо было учитывать уровень грунтовых вод, который находился не слишком глубоко под поверхностью города. 11оскольку Теночтитлан был построен на острове, археологи не имели возможности раскапывать нижние уровни участка - от этого и храм, и части современного города могли провалиться. Когда подготовительные работы были полностью завершены, Моктесума и его команда приступили к раскопкам. Они продолжались четыре года: с 1978 по 1982 г.

Что мы знаем о Теночтитлане?

Испанские хроники XVI в. сообщают нам, что в 1325 г. ацтеки основали Теночтитлан на острове посреди озера с болотистыми берегами в долине Мехико. С тех пор не прошло и сотни лет, как Теночтитлан превратился в огромный город со 150-200-тысячным населением. С берегами его связывали три широкие дороги: одна шла на север, другая на юг, третья на запад.

П ередвигаться внутри города нередко приходилось по воде - примерно так, как в современной Венеции. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всем возвышался Великий храм.

В еликий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был обращен на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых главных ацтекских богов: Уицилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. При раскопках было найдено множество каменных статуй, статуэток и масок Тлалока, но ни одного изображения Уицилопочтли. Из испанских хроник нам известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян. А потому они, естественно, давным-давно разложились.

Дань в пользу правителя

Ко времени испанского завоевания империя ацтеков распространялась на большую часть Мексики. Каждый город, подчиненный ацтекам, должен был выплачивать дань (вид налога) правителю Теночтитлана.

К одексы ацтеков рассказывают о колоссальном количестве всевозможных продуктов, поступавших из провинций, - маиса (кукурузы), фасоли, фруктов, какао, меда и перца.

В качестве дани привозили хлопок, шерсть, военные доспехи, головные уборы, щиты, одежду, бумагу, гончарные изделия, тростниковые циновки, драгоценные камни, ювелирные изделия, бирюзовые и каменные маски, изделия из перьев, золото, серебро, шкуры животных, морские раковины, а также рабов.

В ыплачивание подобной дани было связано с большими лишениями в самих провинциальных городах, и мы читаем об их восстаниях, жестоко подавлявшихся армиями ацтеков. И в самом деле, население многих обложенных данью городов с радостью приветствовало испанских завоевателей и даже помогало им уничтожать ненавистных для них ацтеков.

П ростые люди Теночтитлана тоже платили своему правителю нечто вроде налога.

И м приходилось отдавать ему часть произведенного ими урожая, выловленной рыбы, изделий своего ремесла. Кроме того, они должны были участвовать в разнообразных общественных работах - скажем, в строительстве храмов, - а если надо, то и воевать за своего правителя в качестве солдат.

Земледелие

Сельское хозяйство было важной стороной жизни в Теночтитлане. В кодексах ацтеков, а также в испанских хрониках говорится о том, что ацтекские земледельцы создали полосы плодородной земли, используя ил и водоросли из окрестных болот.

Э ти искусственно созданные поля, чинампы, разделялись каналами, а края приходилось укреплять деревянными подпорками или специально посаженными деревьями, чтобы земля не обваливалась обратно в болото.

А цтекские чинампы были удивительно плодородными. Земледельцы выращивали множество разнообразных культур, включая маис, перец, томаты, тыкву, фасоль, пряности и цветы, которые они отвозили на громадный рынок в одном из районов Теночтитлана под названием Тлательолько.

Рынок Теночтитлана

Судя по описаниям испанских солдат, им никогда прежде не доводилось видеть такого большого и хорошо организованного рынка с таким огромным разнообразием товаров, как в Теночтитлане. Для каждого вида товаров там было отведено свое особое место, и все товары тщательно проверялись. Тех, кто крал или обманывал, сурово наказывали. Насколько нам известно, денег у ацтеков не было; люди обменивались своими товарами либо платили бобами какао, медными топорами или отрезами материи.

Жилища

Испанские писатели сообщают о великолепных домах и дворцах правителя ацтеков и его знати. Некоторые дома были очень большими, часто при них были сады - как наземные, так и висячие. В садах знати, как правило, имелись фруктовые деревья, участки для пряных трав и бассейны с экзотическими рыбками.

С амым же удивительным местом был дворец правителя. При нем находился арсенал, ткацкая мастерская, где женщины ткали материи специально для правителя, и мастерские - там трудились гончары, мастера по металлу, ювелиры и масса других ремесленников-специалистов. Имелся также вольер, где содержались все мыслимые виды птиц со всех концов империи. Те же, кому довелось увидеть дворцовые парки, утверждали, что это самое удивительное и великолепное место в мире.

П равитель ацтеков и знать жили в центре Теночтитлана, вблизи ритуальных сооружений. Все остальное население жило подальше от Великого храма. Простые люди жили группами, которые назывались кальпулли и состояли из тех, кто выполнял один вид работы, и их родственников. Каждый клан, или кальпулли, селился отдельным жилым массивом, состоявшим из маленьких одноэтажных домиков. Домики эти были мазанками, сделанными из прутьев и ила, либо глинобитными постройками из сырцового кирпича.

Открытия археологов

Рассказы очевидцев рисуют подробную картину жизни ацтеков в Теночтитлане. С помощью археологических раскопок эти письменные документы обрели новые краски.

И сследования, проведенные под руководством профессора Матоса Моктесумы, были предприняты на площади 5000-7000 квадратных метров в самом центре Мехико.

В результате раскопок была обнаружена гигантская пирамидальная конструкция, которую когда-то перестраивали не меньше шести раз. Сооружения на самом верхнем уровне были разрушены испанскими конкистадорами, которые использовали камни для строительства собственного города. От нижних уровней осталось, к счастью, гораздо больше, так как их испанцы просто не обнаружили. Самую же нижнюю часть открыть при раскопках так и не удалось из-за высокого уровня грунтовых вод; однако из исторических источников нам известно, что это был самый первый храм, построенный ацтеками после того, как они основали Теночтитлан в 1325 г. н.э. Эти перемежающиеся уровни дают нам очень много дополнительных сведений об ацтеках; в основном они подтверждаются историческими источниками.

Раскопки Великого храма

Когда ацтеки пристраивали новый храм, они строили его поверх старого, который полностью закрывался. Самый нижний уровень не был раскопан, а на вершине второго по счету храма археологи обнаружили сооружения, похожие на храмы богов Уицилопочтли и Тлалока.

П еред храмом Уицилопочтли находился камень, на котором совершали человеческие жертвоприношения. В хрониках XVI столетия описывались многочисленные человеческие жертвоприношения и даже указывался размер жертвенного камня. Перед храмом Тлалока обнаружили большую статую, чакмул, а внутри разукрашенных храмов находились и другие статуи.

Н а некоторых частях лестницы были обнаружены письмена ацтеков, называемые глифами; это позволило произвести датировку храма - с учетом календаря ацтеков, она соответствовала 1390 г. Таким образом была выяснена дата возведения данного конкретного храма. Глифы на других уровнях дали археологам возможность датировать постройку и некоторых других храмов.

В о всех раскопанных храмах были найдены скульптуры, высеченные из камня, и множество различных артефактов. Например, в третьем храме (датированном 1431 г.) у подножия лестницы нашли восемь статуй в человеческий рост. В четвертом храме (1454 г.) в результате раскопок обнаружили каменные жаровни (вероятно, их использовали для возжигания благовоний); жаровни были украшены символами богов Уицилопочтли и Тлалока. Боковые стороны храма были украшены змеиными головами.

Ч тобы разобраться в тайнах Теночтитлана, погребенных под землей, археологи пользовались многими различными источниками информации.

С помощью записей испанских хронистов XVI в., кодексов самих ацтеков и археологических раскопок профессор Матос Моктесума блестяще справился со своей задачей, представив нам детальную картину экзотического прошлого Мексики.

Жертвоприношения богам

Двуглавые змеи часто упоминаются в месоамериканской мифологии. Вот этого змея, вырезанного из дерева и покрытого бирюзовой мозаикой могли носить во время религиозных ритуалов; возможно, он был среди даров, поднесенных Кортесу правителем ацтеков Мотекусомой II (Монтесумой).

А цтеки приносили своим богам множество жертв. Жертвы, найденные внутри Великого храма, принесены в честь Уицилопочтли и Тлалока. Места жертвоприношений делятся на три вида. Это маленькие комнаты с каменными стенами, либо каменные ящики, либо углубления в земле, покрывающей более ранний храм. Большая часть жертвоприношений находилась вблизи передней части Великого храма или вблизи храмов, посвященных богам. Артефакты всегда уложены очень аккуратно, часто в особом положении, и направлены в определенную сторону. Поэтому мы понимаем, что для ацтеков такое положение объектов имело какой-то особый смысл.

Б олее 6000 артефактов было выкопано из жертвенных вместилищ. Многие из них были доставлены из отдаленных частей империи, особенно из прибрежных районов. Среди них есть раковины, кораллы и всевозможные рыбы. Находили и останки черепах и крокодилов, но этих рептилий использовали не целиком - обычно лишь панцири черепах и только шкуры и головы крокодилов. Точно так же погребали только черепа и шкуры змей, но не их тела.

И спанские авторы упоминают о жертвоприношениях ацтеков, но при этом ничего не говорят об объектах морского происхождения, а их среди раскопанных жертв было обнаружено немало. С другой стороны, они толкуют о распространенном обычае принесения в жертву птиц, однако как раз птиц при раскопках было найдено совсем мало. Профессор Матос Моктесума предполагает, что птицы были обычными, каждодневными приношениями, а морских животных приносили в жертву лишь по особым случаям, когда ритуал отправлялся в Великом храме. Жертвоприношения, особенно жертвенные животные, имели особый смысл, и их тщательно располагали особым образом. Одной из самых впечатляющих жертв оказался скелет ягуара с нефритовым шариком во рту.

М ногочисленные жертвы, найденные в Великом храме, были принесены ацтекским богам Уицилопочтли и Тлалоку. Хотя ни статуй, ни масок Уицилопочтли при раскопках найти не удалось, но такие объекты, как черепа, ножи и артефакты из завоеванных областей, дают основание предположить, что он был богом войны.

Империя ацтеков образовалась в XV веке в результате многочисленных войн. В самом начале она представляла собой тройственный союз, объединивший города-государства: Мехико, Тлакопан и Тецкоко. Однако очень скоро бразды правления союзом полностью оказались в руках верховного правителя ацтеков, чья столица с двойным названием – Мехико (Теночтитлан) – стала столицей огромной империи.

В этом, естественно, для правящего города были свои преимущества. Все, что производилось в провинциях, попадало в Мехико, особенно тропические товары, до этого неизвестные на центральном плато, такие, как хлопок, какао, шкуры, разноцветные перья, бирюза и, наконец, золото. Поэтому в Теночтитлане и могла появиться роскошь: в одежде, украшениях, еде, в обстановке домов.

Вся территория столицы ацтеков была распланирована вокруг четырех главных центров – кальпуллий, каждый из которых включал свой храм и свой «дом юношей», нечто вроде религиозно-военной школы. Однако кальпуллии не включали районы, где размещались дворцы императоров, государственные здания и главные святыни. По приблизительным оценкам исследователей, население столицы ацтеков на момент испанского завоевания насчитывало более полумиллиона человек.

Конкистадоры, вошедшие в Мехико, позже вспоминали, что перед ними открылся город, блиставший поразительным великолепием. Даже Эрнан Кортес, которому была не свойственна сентиментальность, упоминал сады, иногда окруженные насыпью, иногда расположенные на уровне суши, сообщал о широких, прямых улицах и о движении лодок по каналам рядом с ними, об акведуке, несущем пресную воду в город. Гордый идальго в своих письмах к Карлу V доходит до того, что пишет: «Индейцы живут почти так, как мы в Испании, подчиняясь порядку». Он добавляет: «Удивительно видеть, как разумно они подходят к выполнению любого дела».

12 ноября 1519 года, спустя четыре дня после вступления в Мехико, Кортес и его главные военачальники пошли осматривать рынок и великий храм Тлателолько вместе с императором Монтесумой II . Они поднялись вверх по 114 ступеням и встали на платформу на вершине пирамиды, расположенной перед святыней. С высоты открывалась прекрасная панорама как близлежащих деревень и четырех дорог, ведущих в столицу, так и самого города. Кортес писал:

«Итак, полюбовавшись на все это и поразмыслив над увиденным, мы обратили наши взоры на огромную рыночную площадь и на толпу людей на ней, которые что-то покупали и продавали... А среди нас были солдаты, которые уже побывали во многих уголках света, в Константинополе, в Италии и в Риме; и они сказали, что никогда еще не видели такого хорошо организованного и большого рынка, заполненного такой большой толпой людей».

Большинство домов в Теночтитлане были низкими одноэтажными строениями, поскольку только знатные ацтеки обладали правом выстроить двухэтажный дом. Большинство зданий имели фасад без окон – частная жизнь проходила во внутреннем дворике и была скрыта от посторонних глаз. Пригороды столицы застраивались простыми хижинами, со стенами из тростника и глины, с крышами крытыми соломой и травой. Но с приближением к дворцам императоров дома становились все более великолепными и роскошными.

Там и сям возвышалась пирамида местного храма, на некоторых улицах располагались лавки ювелиров или мастеров украшений из перьев, на других – встречались склады торговцев. И хотя свободного места, кроме огромных площадей, было мало, Мехико был не лишен зелени: в каждом доме был свой собственный внутренний дворик, а ацтеки всегда отличались страстью к цветам. Были также сады вокруг хижин, расположенных в пригороде, где росли цветы, овощи, которые иногда располагались на плавающих чинампас; а плоские крыши дворцов вельмож были увенчаны зеленью.

«Главные улицы, – писал Эрнан Кортес, – очень широкие и прямые. Некоторые из них и все улицы поменьше наполовину пешеходные, тогда как другая половина представляет собой канал, по которому индейцы плавают на лодках. И все эти улицы от одного конца города и до другого сообщаются таким образом, что вода может полностью пересекать их. Все эти протоки – а некоторые из них довольно широки – перекрыты мостами, сделанными из очень прочных и хорошо подогнанных балок, так что через многие мосты могут проехать в ряд десять всадников».

Центральная площадь Теночтитлана, видимо, совпадала почти полностью с современной площадью Сокало г. Мехико. С севера его ограничивала часть огороженной территории, прилегающей к большому храму, над которой в то время возвышалась пирамида одного из храмов солнца. Южная сторона граничила с каналом, тянувшимся с востока на запад; с восточной стороны располагались, вероятно, двухэтажные дома высоких вельмож, а с западной – фасад императорского дворца Монтесумы II , который стоял на том месте, где в настоящее время находится дворец президента мексиканской республики.


Встреча Монтесумы и Эрнана Кортеса

Дворец, который когда-то принадлежал правителю Ашайакатлю (1469–1481) и в котором останавливались испанцы во время их первого посещения Мехико, стоял к северу от домов вельмож, и его западный фасад выходил на территорию великого храма. До этой площади можно было добраться по каналу или по различным маленьким улицам. Грунт современной площади Сокало, равно как и фундаменты зданий, которые ее окружают, буквально нашпигованы остатками ацтекских скульптур, статуй и кусками разбитых памятников и барельефов.

В культовом квартале, кроме храмов, имелись также и мирские постройки. Во-первых, там находилась площадка для игры в мяч – любимого развлечения высших слоев общества. Во-вторых, располагались гостиницы для высокородных гостей императора, а также арсеналы и школа для играющих на музыкальных инструментах. И наконец огромный императорский дворец, роскошь которого повергла испанских конкистадоров в восхищение. Согласно описаниям очевидцев, похоже, что резиденция Монтесумы II представляла собой расположенные в определенном порядке здания, многие из которых были двухэтажными, сгруппированными вокруг овальных или квадратных внутренних двориков с садами.


Апартаменты монарха находились на верхнем этаже. На первом этаже размещался суд, военный совет, казначейство и общественное хранилище, где находились большие запасы продовольствия, одежды и других товаров. Прочие части дворца использовались как тюрьмы для военнопленных и обычных преступников. Помимо этого, во дворце жили музыканты, игравшие на барабанах, флейтах, колокольчиках и погремушках, а также ремесленники-ювелиры. Еще на территории императорской резиденции располагался зверинец и сад с редчайшими цветами и лечебными травами.

«У Монтесумы, – сообщал Карлу V Кортес, – был такой великолепный дворец в городе, что, мне кажется, почти невозможно описать его красоту и роскошь. Я только скажу, что ничего подобного в Испании нет».


Впечатление великолепия было еще большим за счет бесчисленных барельефов, статуй и разнообразных скульптур, которые украшали здания, святилища, площади и большие залы дворца. Несмотря на разрушения в XVI веке, то, что осталось от этого былого великолепия столицы ацтеков хранится в национальном музее и поныне удивляет своим богатством, размерами и совершенством.

Центральная площадь Теночтитлана служила также и рыночной площадью. «В этом городе много площадей, – писал Эрнан Кортес, – на которых всегда располагаются рынки, где можно что-то купить и продать. Но есть еще одна, по своим размерам вдвое превышающая город Саламанку, полностью окруженная сводчатыми галереями, где каждый день более шестидесяти тысяч человек что-то покупают и продают и где можно найти всевозможные товары изо всех провинций».

В одном месте продавали драгоценности из золота и серебра, драгоценные камни и разноцветные перья; в следующем ряду – рабов, далее плащи, набедренные повязки и юбки из хлопка или ткани, полученной из волокон алоэ. Шкуры ягуаров, пум, лис и оленей; кукуруза, бобы, какао, перец, лук, тысяча видов зелени; индейки, кролики, зайцы, оленина, утки и маленькие нелающие безволосые собачки, которых так любили употреблять в пищу ацтеки; фрукты, сладкий картофель, мед, патока, соль, краски, гончарные изделия всех форм и размеров, вазы и блюда из раскрашенного дерева, доски и брус для строительства, древесный уголь, смолистые факелы; сделанная из коры или алоэ бумага; все дары озер, циновки, стулья, печи…

На этой же рыночной площади, по словам Кортеса, «есть места, похожие на аптекарские лавки, где продают готовые к употреблению лекарства, мази и припарки. Есть парикмахерские, в которых можно помыть голову и подстричься; есть дома, где, заплатив, можно поесть и попить».

А еще там были женщины, которые готовили пищу на открытом воздухе и предлагали покупателям блюда из тушеного мяса или рыбы с овощами, или кукурузную кашу со специями, или леденцы из меда с отличными маисовыми лепешками под названием тлацкалли, или пироги из кукурузной муки, под чьей дымящейся корочкой была начинка из бобов, мяса и перца.

Такой предстала перед испанскими завоевателями столица ацтеков Мехико-Теночтитлан. И, несмотря на вызванное восхищение, конкистадоры почти сравняли ее с землей несколькими годами позже.

Теночтитлан (Мексика) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Теночтитлан - название древнего города, столицы ацтеков, разрушенной в 16 веке завоевателями - испанскими конкистадорами под предводительством Эрнана Кортеса. Сегодня от Теночтитлана остались одни лишь развалины. Лежат они практически в самом центре современной столицы Мехико. Каждый, кто посещает их, поражается тому, насколько большим и прекрасным был этот древний город в пору своего расцвета.

Абзац истории

Теночтитлан был образован в 1325 году посреди солёного озера Тескоко. Почему именно посреди озера? Всё предельно просто: так повелел ацтекам бог солнца и войны Уицилопочтли. Пришлось немало потрудиться, чтобы соорудить на воде целое поселение. Постепенно город разросся. В нём появились дамбы и мосты, каналы и озёра, по которым передвигались посредством лодок - почти как в современной Венеции. Порядка 300 храмов возвели богобоязненные ацтеки. Чтобы город процветал, они регулярно приносили человеческие жертвоприношения.

Подходил к концу второй век существования Теночтитлана. Ничто не предвещало беды, как совершенно неожиданно на город напало войско испанских конкистадоров. В течение нескольких месяцев оборонялись ацтеки, но так и не смогли устоять под натиском завоевателей. Великий город пал. Местные жители были уничтожены, а постройки разрушены. Тем не менее, до наших дней дошли руины Теночтитлана. Сегодня они являются одним из самых популярных туристических мест во всей Мексике.

Необычный материал был использован ацтеками при строительстве алтаря богу Тсомпантли - каменные черепа в количестве 240 штук.

Нижний город

Лучше всего сохранился Нижний город, построенный ацтеками под землёй и не обнаруженный испанскими захватчиками. Главная достопримечательность легендарного Теночтитлана - храм с алтарём богу Тсомпантли.

Необычный материал был использован ацтеками при строительстве этого алтаря - каменные черепа в количестве 240 штук. Изображения черепов, кстати, можно увидеть и на других руинах. Жители Теночтитлана были одержимы ими. Черепа, по их мнению, символизировали потусторонний мир.

Как посмотреть

Сегодня осматривать легендарный город ацтеков лучше всего на туристическом автобусе. Билет на него стоит около 200 MXN. Автобус следует по кругу и делает остановки возле самых главных достопримечательностей, а их здесь немало. Но наибольший интерес со стороны туристов вызывает храмовый комплекс Темпло Майор, обнаруженный археологами лишь в 17 столетии.

Руины Теночтитлана расположены совсем недалеко от центра современного Мехико - всего в пятистах метрах. Посещение древнего города совершенно бесплатное. Чтобы добраться сюда, можно сесть на метро и доехать до площади эль Сокало. Именно она и окружена со всех сторон останками древнего города.

Цены на странице указаны на апрель 2019 г.