Познавательно

Доминиканский монастырь в таллине. Интернет-проект Р

Доминиканский монастырь в Таллине был основан монахами ордена Доминиканцев, прибывшими в Таллин в 1229 году. Изначально монастырь строился в Старом городе Таллина, но из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место. В 1260 году монахи перебрались в Нижний город. Здесь ими была построена церковь Святой Екатерины, вокруг которой вскоре возник монастырь. Монастырь в готическом стиле был построен по типу конвента, его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру. В четырёх корпусах монастыря располагались соединенные ходами помещения: церковь, спальня, трапезная, библиотека, усыпальница, зал капитула, кухня, амбары. С первых лет существования монастыря при нём действовала школа для эстонских детей. На пике своего расцвета обитель славилась также своими пивоварней и больницей, а за право после смерти быть погребенными в монастырских стенах, богатые горожане отдавали в наследство монастырю часть своего состояния. Монашеская жизнь в стенах обители прекратилась в 1525 году. Во время лютеранской реформации монахи-доминиканцы за лояльное отношение к власти римского Папы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано. Монастырские здания перешли в распоряжение города, церковь была передана эстонскому приходу. В 1531 году сильный пожар практически полностью уничтожил церковь Святой Екатерины, от огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались. В XVIII веке в Таллине стала возрождаться жизнь католической общины, в 1799 году северное крыло монастыря перешло во владение католической церкви. На месте бывшего рефектория в 1844 году построили новую неоготическую церковь Святых Петра и Павла, бывшие жилые помещения, церковь, сад, и трапезная Доминиканского монастыря в 1924 году были восстановлены и открыты для посетителей. От монастырского комплекса до наших дней сохранились лишь западная стена с двумя порталами, часть южной стены с фрагментами трёх контрфорсов, оконными проёмами и нижней частью юго-восточной башни, а также фрагменты северной стены и церкви Святой Екатерины. В отреставрированных помещениях располагается Музей доминиканского монастыря, во внутреннем дворике летом устраивают концерты и театрализованные представления. Также здесь проводятся экскурсии, во время которых "монах-доминиканец" встречает посетителей и, вручив им факел, под звуки григорианского пения проводит по лабиринтам монастыря. Тут же можно подняться на башню, отчеканить на счастье монету, полистать при свете свечи старинные книги в библиотеке, попробовать монастырский ликер и поведать о своей мечте Колодцу желаний, расположенному в монастырском дворике. Согласно древней легенде, желание обязательно сбудется.

Доминиканский Монастырь в Таллине (Доминиканский Монастырь Святой Екатерины)
Dominikaani Vendade Ordu Klooster Tallinnas
Адрес: Müürivahe 33-11, 10140 Tallinn, Eesti
Тел: +372 53334341; +372 6464219
E-mail: [email protected]
Web: kloostri.ee
Как добраться : Международный аэропорт Таллин - 5 км
Железнодорожный вокзал Таллин - 1,1 км
Трамвайная и автобусная остановки Viru - 350 м
Период действия : постоянно
Режим работы : Музей Доминиканского монастыря:
С 15 мая по 30 сентября:
Понедельник - воскресенье с 11:00 до 17:00
Посещение музея в вечерние часы и в зимний период - по предварительной записи
Стоимость : 3 EUR / 1 чел.
Взрослые:
Вход на территорию Доминиканского монастыря - 3 EURO
Музей Доминиканского монастыря - 8 EURO

«Таллинн и острова - Муху и Сааремаа»
…Существует легенда, что мать основателя доминиканского ордена - Святого Доминика - перед рождением сына видела во сне, что родит черно-белую собаку, которая будет факелом освещать мир. Отсюда и прозвище доминиканцев - «domini canes», т.е. божьи собаки.
…Парни-«монахи» в коричневых рясах торжественно провели нас к наковальне, вручили по монетке с дырочкой и каждый из нас вложил монетку в специальное отверстие, придавил чугунной крышечкой и тюкнул тяжеленным молотком. На монетке прочеканилась собака и надпись, потом её нанизали на мохнатую бечёвку и повесили нам на шеи. Это билет-презент.
…Наконец входим в тот самый капитульный зал. Он тёмный, свет льётся из единственного маленького и узкого окошка, вдоль стен стоят полуразрушенные каменные плиты, в центре стоит стульчик. Это знаменитая мистическая комната энергии, считается, что по центру под куполом расположен энергетический столб.

Я в и

DOMINIIKLASTE KLOOSTRI & MUSEUM/ ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ И МУЗЕЙ

Во второй день после поездки в Кадриорг, где провели полдня, мы решили пойти в Доминиканский монастырь. На монастырской вывеске-указателе изображена собака с горящим факелом в пасти. Существует легенда, что мать основателя доминиканского ордена - Святого Доминика - перед рождением сына (в 1215г.) видела во сне, что родит черно-белую собаку, которая будет факелом освещать мир. Именно поэтому, Святой Доминик зачастую изображается средневековыми живописцами с факелом в сопровождении собаки. Отсюда и прозвище доминиканцев - «domini canes» , т.е. божьи собаки. Однако есть одна хитрость. Вход в монастырский музей - с ул. Vene. Купили билеты. А я мечтала попасть в сам загадочный монастырь. После долгих переговоров с парнями, переодетыми монахами, на смеси эстоно-русско-английского выяснилось, что нужный нам вход находится на ул. Müürivahe .

МУЗЕЙ ДОМИНИКАНСКОГО МОНАСТЫРЯ (kloostri.ee )

Парни-«монахи» в коричневых рясах торжественно провели нас к наковальне, вручили по монетке с дырочкой и каждый из нас вложил монетку в специальное отверстие, придавил чугунной крышечкой и тюкнул тяжеленным молотком. На монетке прочеканилась собака и надпись, потом её нанизали на мохнатую бечёвку и повесили нам на шеи. Это билет-презент. Очень здорово.

Сам музей - это открытый внутренний дворик, где по серым каменным стенам ползёт дикий виноград и две гулкие тёмные высокосводчатые галереи, в конце, которых замурованные проёмы дверей, горят свечи в плошках и включена запись мужского хора. Внутри дворика - зелёная площадка, где установлены узкие скамейки, (очевидно, здесь проходят концерты), и большой каменный древний колодец. Раньше колодец был чистым и монахи варили в нем пиво, а сейчас туристы кидают на дно монетки и загадывают желания, это «колодец желаний». Здесь мы сделали несколько чудных фоток в ретро-режиме фотоаппарата. Когда уходили, пришли две молодые эстонки сели на лавочку и стали распеваться. У них были дивные оперные голоса и в окружении средневековых стен ощущения мы испытали фантастические.

ДОМИНИКАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (mauritanum.eu )

Войти в сам Kloostri, т.е. монастырь, нужно с ул. Müürivahe , мы нырнули в переулок Катарины и вышли на неё (переулок Катарины это перекладинка в букве «Н» между двумя параллельными улицами - Vene и Müürivahe ).

Купили билеты. Поднялись по узкой каменной лестнице и попали в плохо освещённую комнату. Людей никого, к нам вышла немножко странноватая женщина и провела нас в библиотеку. В общем, с этого момента началось странное кино: тёмная длинная библиотека, на стене пляшут тени от свечи на столе, наверху два тёмных портрета, это «монах Доминик направил во все концы света по два человека и эти двое пришли в Таллинн и основали здесь доминиканский монастырь» - рассказывает нам странная женщина.

Дальше слышим что-то типа: «сейчас спуститесь в подземелье, не бойтесь, всё может быть, посидите в капитульном зале на стульчике, больше 2-х минут нельзя, вряд ли у вас получится что-то сфотографировать» . Потом она показала нам две фотографии: на одной - над группой туристов зависали какие-то белые тени, на другой - почему-то как будто засвеченное изображение таинственного капитульного зала, куда я так мечтаю попасть. Мы разволновались, наконец встаём и по стрелкам на полу направляемся к лестнице вниз.

Сначала попадаем в некое подвальное помещение с книжными полками, на двух столах раскрытые средневековые спиритические книги.

Я фотографирую, но фотик зависает… Потом материалистически настроенный муж объяснил мне, что просто ночной режим фотоаппарата требует времени на настройку. Ну ладно, сделаю вид, что поверила. Наконец входим в тот самый капитульный зал .

Он тёмный, свет льётся из единственного маленького и узкого окошка, вдоль стен стоят полуразрушенные каменные плиты, в центре стоит стульчик. Это знаменитая мистическая комната энергии , считается, что по центру под куполом расположен энергетический столб. Здесь в средневековье подпитывали свои истощённые постами физические и душевные силы доминиканские монахи. Ощущения очень сильные, я задерживаюсь там чуть более 2 минут, но потом приходит чёткое понимание, что всё - достаточно. Фотик, кстати еле фотографирует. Ночной режим, конечно же…

Попадаем, очевидно, в дормиторий, или бывшие спальни монахов.
Мне вспоминается почему-то любимая книжка детства «Последние Каролинги», А.Говорова. На стене разглядываем осколок очень любопытной древней каменной фрески: называется она нейтрально “Fool’shead”, т.е. «Голова шута», но на ней изображен странный неземной человечек с двумя рожками. Муж-материалист не питает не тени сомнения, несмотря на перепончатые уши этого странного создания.


(с) фото из интернета

Дальше попадаем в каменную галерею, откуда виден дворик музея, где мы только что побывали и откуда странная женщина, через застеклённую арку, сфотографировала странные тени. Муж-материалист радостно развенчивает и этот миф - он уверен (им лично сделан проверочный снимок), что это отражение вспышки в стекле. Ну что ж, опять придётся делать вид, что поверила…

Достаточно сложно найти путешественника, который не любит средневековую архитектуру. Именно она может перенести нас в те далекие времена и поможет прочувствовать на себе, всю невероятную атмосферу того времени. Благодаря древней архитектуре, каждый человек переносится на много лет назад, словно нашел машину времени. В столице Эстонии старинных средневековых строений не мало, одним из них является Доминиканский монастырь.

Первые члены доминиканского ордена появились в Таллине в начале XIII века. Основание ордена легло на плечи известного на тот момент испанского деятеля Доминика де Гусмана в 1216 году. Существует небольшая легенда относительно этого человека. Перед рождением Доминика его матери приснился сон, в котором была черное-белая собака с факелом, который освещал весь мир.

Вероятнее всего благодаря этой легенде, Доминик на многих картинах изображался с собакой, которая держит горящий факел. Отсюда и пошло название ордена – «domini canes», что в переводе на русский язык означает – «божьи собаки». Главной задачей этой общины было массовое проповедование Евангелия по всей Европе. Так как популярность ордена постепенно росла, в 1246 году им разрешили возвести свой монастырь в столице Эстонии.

Витраж с символом ордена доминиканцев («Псы Господни»)

К возведению данного сооружения члены ордена отнеслись со всей серьезностью и очень тщательно подбирали место для строительства. Чтобы увеличить влияние ордена, было принято решение о создании школы на территории монастыря. Благодаря этому молодые мальчики получали образование на латыни. Наиболее грандиозной постройкой в этом монастырском комплексе была церковь Святой Екатерины. К сожалению, до наших дней не сохранились документы, которые указывали бы на год строительства этого сооружения. Однако историки отмечают, что случилось это примерно в XIV веке. Церковь построили достаточно высокой – 68 метров. На то время это сооружение было самым заметным в столице.

На протяжении 4 веков этот монастырский комплекс постоянно расширялся, перестраивался, реконструировался. Но, когда в 1525 году в стране наступила лютеранская реформация, тогда все это было разграблено. Спустя еще 6 лет случился очень сильный пожар, тогда церковь сгорела практически дотла, ее дальнейшее использование было невозможным. Лишь только спустя несколько столетий, а именно в 1844 году была возведена новая церковь Святых Петра и Павла.

К сожалению, частые пожары, реформации и прочие факторы не дали полностью сохраниться монастырской постройке. На сегодняшний день можно увидеть только сад при монастыре, крестовые ходы, часовню, амбар, капитульный зал и некоторые другие места. Стоит также отметить, что даже до нынешнего времени осталась часть церкви Святой Екатерины.

Посетить Доминиканский монастырь в Таллине может любой желающей. Сейчас здесь находится музей, который представляет работы различных камнерезов Таллина. При желании можно заказать экскурсию по монастырю, а профессиональный гид в подробностях расскажет его историю. Летом во дворике часто можно увидеть, как проходят различные театральные постановки или небольшие концерты. Любимое место для всех туристов – это подвал, в котором находится «энергетический столб». Считается, что если к нему прикоснуться, зарядишься положительной жизненной и духовной энергией.

Адрес на карте

Доминиканский монастырь Святой Катарины (Екатерины) можно найти в Таллине неподалеку от Ратушной площади, по адресу:

  • Müürivahe tänav 33

Как добраться

В первую очередь нужно добраться до Старого города любым удобным видом транспорта, сюда ходит очень много маршрутов, как автобусных, так и трамвайных. Далее от Ратушной площади нужно свернуть на улицу Viru, а затем через несколько минут будет поворот налево — на улицу Müürivahe. Пройдя немного прямо, по левой стороне Вы найдете Доминиканский монастырь. Стоит отметить, что от ратушной площади до места назначения нужно идти пешком максимум 10 минут.

Время работы

Если посещение Доминиканского монастыря Святой Катарины в Таллине является для Вас одним из приоритетных направлений, тогда планировать поездку стоит на весенне-осенний период, так как во второй половине осени и всю зиму монастырь закрыт для посещений. Работает Таллинский Доминиканский монастырь ежедневно с 15 мая по 30 сентября, посетители принимаются с 11:00 до 17:00.

Стоимость входа

Вход на территорию монастыря платный и обойдется в 1 евро.

Официальный сайт

Если требуется какая-либо актуальная информация или новости, касающиеся этого места, то всегда можно посетить официальный сайт:

  • claustrum.eu

Доминика́нский монасты́рь Свято́й Катари́ны (ныне - Лати́нский кварта́л ) - старейший католический монастырь Эстонии. Был основан в XIII веке Орденом братьев проповедников в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина (Ревеля). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривяхе.

История и сохранность монастыря

В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы. Сразу началась христианизация эстов. В 1219 году вместе с датским королем Вальдемаром II в Таллин прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде. Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место.

В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века.

Монастырь был построен по типу конвента - его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге - церковь, на севере - рефекторий, на западе - дормиторий, на востоке - капитул.

Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Таллине и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии (Северная Эстония в нее входила), которым стал Таллин. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский, является архитектурной доминантой Старого Таллина.

Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык, позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков.

При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и Писанию. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами.

В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация. Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. После пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались.

В 1710 году Таллин стал российским городом, постепенно стала возрождаться жизнь католической общины, которая получила официальный статус в 1799 году. Именно на территории бывшего доминиканского монастыря обосновались католики Таллина.

В бывшей трапезной монастыря стали проводиться католические богослужения. Священниками и администраторами на новом католическом приходе стали новоприбывшие доминиканцы, которые безраздельно осуществляли пастырскую и миссионерскую деятельность до 1860 года, пока не были открыты новые приходы.

Сохранились следующие помещения (список неполный): капитул, западная часть церкви с двумя порталами, крипта, скрипторий. Также сохранился амбар, перестроенный после Реформации в Арсенал. Рефекторий был перестроен в 1845 в католический Собор Святых Петра и Павла (Таллин). То, что осталось от церкви, используется под камерный вокально-музыкальный зал, под надзором Дома Хопнера. В переулке Катарины, который образовался лишь в XX веке, на стене церкви закреплены надгробные плиты богатых людей города. старейшая плита - 1381 года, Кунигунды Шоттельмунд, жены бургомистра Ревеля.

В церкви и крестовых ходах выставлены могильные камни и этики (камни предпорожья) из известняка.

Современность монастыря

Арендаторы сохранившихся и отреставрированных строений монастыря

Сегодня бывшую территорию монастыря используют следующие учреждения:

  • «Институт Мауритиуса», недоходное предприятие (MTÜ) - организация проводит экскурсии по руинам. Позиционирует себя как институт изучения жизни и наследия приора/монаха Маврикия (Мауритиуса), предположительно, ученика Альберта Великого. Имеют 2 сайта: mauritanum.eu и claustrum.eu. Предыдущий сайт: mauritanum.edu.ee
  • «Музей доминиканского монастыря» (эст. Dominiiklaste Kloostri Muuseum ) - организация предлагает театрализованные вечерние экскурсии по руинам монастыря. Сайт: www.kloostri.ee
  • Организация «Дом Хопнера» («Hopneri Maja») открыла церковь Святой Екатерины и клуатр монастыря с июня 2014 года для публики, бесплатно. Время работы: 10.00-18.00, Ср-Вс.
  • Мастерская художника Александра Савченкова - вход через арку с улицы Мююривяхе в дворик и направо в подвал монастыря.

Другие арендаторы Латинского квартала

  • Монастырь Святой Катарины Сиенской («Püha Siena Katarina Klooster») - возрожденный доминиканский монастырь, имеющий покровительницей другую святую Екатерину - Сиенскую, проводит мессы и литургии на польском и эстонском языках, иногда на русском. Вход со стороны улицы Мюйривяхе слева от арки. У входа расписание месс в окне на 4 языках, в том числе на русском.
  • «Гильдия Катарины» («Katarina Gild») - некоммерческое товарищество ремесленников и рукодельцев в Переулке Катарины.
  • «Theatrum», SA - частный театр Лембита Петерсона, делает постановки и занимается образовательной деятельностью. Занимает помещение бывшего хлебного амбара монастыря (ул. Вене, 14). Вход со стороны церкви Святой Екатерины с надписью «Kloostri Ait». Сайт: //www.theatrum.ee/

Сохранившееся имущество монастыря

Несмотря на то, что доминиканцы сбежали из города, не дожидаясь расправы лютеран в 1524, монастырь подвергся разорению. Однако здания сохранялись практически нетронутыми в течение несколько лет - до пожара 1531 года. Сохранились два алтаря из церкви Святой Екатерины, они выставлены в музее средневекового искусства (в Нигулисте) - это алтарь Девы Марии, изготовленный на средства и по заказу Братства Черноголовых мастером легенды Святой Лючии в Брюгге, и алтарь Святой родни.

Также в советских путеводителях есть информация, что сохранилось некоторое количество книг из библиотеки монастыря. Небольшая экспозиция, которую предлагает «Институт Мауритиуса», не имеет отношения к монастырю, не имеет исторической и художественной ценности и является остатками советского собрания образцов камнерезного искусства, ценные объекты которой выставлены в Нигулисте. Ценностью обладают только сохранившиеся помещения, что и используют арендаторы строений монастыря.

Во внутреннем дворике монастыря можно увидеть Колодец желаний – согласно легенде, каждое загаданное здесь желание сбудется.

Галерея

    Южная галерея

    Проемы западной галереи

    Западная галерея

Доминика́нский монасты́рь Свято́й Катари́ны (ныне - Лати́нский кварта́л) - старейший католический монастырь Эстонии. Был основан в XIII веке Орденом братьев проповедников в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина (Ревеля). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривахе.

История и сохранность монастыря

В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы. Сразу началась христианизация эстов. В 1219 году вместе с датским королём Вальдемаром II в Таллин прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде. Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место. В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века. Монастырь был построен по типу дом конвента - его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге - церковь, на севере - рефекторий, на западе - дормиторий, на востоке - капитул. Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Таллине и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии (Северная Эстония в неё входила), которым стал Таллин. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский, является архитектурной доминантой Старого Таллина. Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык, позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков. При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и изучали Писание. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и его строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами. В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация. Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. В результате пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались. В 1710 году Таллин стал российским городом…