Билеты и регистрация

Промышленный туризм: от любопытства до профориентации. Индустриальный туризм в России: лучшие места Увидеть энергию воды

В последние годы во всем мире бурно развивается промышленный туризм. У многих людей нет желания активно исследовать объекты и нелегально проникать на их территорию, поэтому они посещают экскурсии на действующие объекты промышленности. Для них организуются специальные туры в разные города мира. В Российской Федерации этот вид туризма развит слабо, в отличие от стран Европейского союза и Северной Америки, где он имеет весьма широкое распространение. В западных странах промышленный туризм является не только популярным развлечением, но и дополнительным способом привлечения внимания к бренду и стимулирования продаж товаров и услуг во всем городе. Подъем промышленного туризма в государствах Западной Европы начался еще 15 лет назад. Безусловным успехом пользуются экскурсии на производства заводов BMW, Audi, тематический парк Volkswagen"s Autostadt в Германии, Legoland в Дании, Swarovski Krystallwelten в Австрии и многие другие. Однако промышленным туризмом славятся не только отдельные бренды, но и целые страны. Мировым признанием пользуются пивные туры Чехии, винные туры в Испании и Франции, цветочные туры в Нидерландах, алмазные фабрики Намибии.

Промышленный туризм в России представлен лишь несколькими десятками предприятий, которые водят к себе в гости, и по этой причине рынок на сегодняшний день практически не сформирован. При этом спрос на многие объекты превышает предложение в десятки раз. В России еще со времен СССР очень известными были экскурсионные туры на кондитерские фабрики Москвы. В настоящее время на такую экскурсию попасть довольно трудно. Как правило, проводятся они для специальных гостей, изредка - для групп школьников. Так, например, запись на экскурсию на фабрику «Рот Фронт» осуществляется только в течение 2 дней в августе на год вперед.

Также существуют специальные туры для бизнесменов, интересующихся промышленностью и находящихся в поиске выгодного вложения средств в производство.

Предприятия, активно развивающие промышленный туризм, помимо эффективной рекламы и, кое-где, дополнительного источника доходов, косвенно мотивируют и своих сотрудников. Любому работнику приятно осознавать, что твой труд ценится и уважается, о чем свидетельствует неподдельный интерес туристов. Увеличивается производительность и повышается «культура производства».

В промышленный туризм могут быть вовлечено не только производство товаров, но и оказание услуг. Все зависит от предприятия. Если компания открыта для потребителя и ей есть чем похвастаться и показать свои преимущества перед конкурентами, то для всех любознательных туристов открыты двери на предприятие. Причем некоторые еще и берут деньги за такие экскурсии, а туристы платят и весьма охотно. Потому то производители и пускают потребителя к себе на производство, что является не что иным, как весьма эффективной и рентабельной рекламой: затраты минимальны, а впечатления у гостей только положительные. А потребитель вместе с эмоциями получает и доверие к этой компании, внутри которой его водили, показывали и знакомили с персоналом.

Начав рассказывать о промышленном туризме, не стоит забывать и об отечественном его развитии. В , точнее в СССР, экскурсии на предприятия были совершенно обычным занятием и ездили на них все, от детей до взрослых. На какое-то время эта традиция была утеряна, однако сейчас вновь набирает популярность. Среди сотен российских заводов, открытых для посещения, мы выбрали несколько интересных вариантов.

Завод Coca-Cola, Москва

О том, как производят один из популярнейших напитков нашего времени, с радостью расскажут на любом заводе Coca-Cola, которых в России более десятка. Прогулка по цехам, исторический экскурс, знакомство с музеем и дегустация занимают полтора – два часа.

Все экскурсии на заводы бесплатны, однако должны быть заранее организованы. Если вы собираетесь попасть на производство, свяжитесь с отделом экскурсий как минимум за месяц до предполагаемой даты и все согласуйте.

Фабрика елочных игрушек «Елочка», Высоковск

Все мы в детстве завороженно смотрели на хрупкие сияющие игрушки, которые в конце декабря доставали из пыльных коробок и со всей осторожностью вешали на елку. Сейчас у нас появилась возможность не только посмотреть, как же делают эти чудеса, но и самому создать нечто подобное.

В двухчасовую экскурсию по фабрике входит посещение музея, рассказ об истории новогодних игрушек, прогулка по выдувальному и раскрасочному цехам, а также мастер-класс. Кстати, ваше творение вам отдадут, и вы сможете украсить им свою новогоднюю елку. Стоит такое удовольствие порядка 400 рублей, а в местном магазине можно накупить игрушек еще и в подарок.

Кондитерская фабрика «Рот-Фронт», Москва

Сладкоежки давно узнали, что вдоволь наесться конфет и шоколада можно не только в магазине, но и прямо на производстве. Все кондитерские фабрики Москвы и Подмосковья с радостью принимают как организованные группы, так и отдельных любителей сладкого.

Стоимость экскурсии составляет 630 рублей. В эту сумму включено посещение музея, просмотр фильма о фабрике, посещение нескольких цехов и, конечно же, дегустация. Экскурсоводы настоятельно рекомендуют взять с собой запас несладкой воды, потому что попробовать придется очень многое.

Телецентр «Останкино», Москва

Является ли «Останкино» производством в прямом значении этого слова? Пожалуй, нет. Но от этого посещение телецентра не становится менее познавательным. Здесь за тысячу рублей можно узнать, как снимаются телешоу и принять участие в одном из них.

Договариваться о проведении экскурсии стоит за неделю до предполагаемой даты посещения, а с собой нужно иметь паспорт.

Фабрика фарфора «Объединение Гжель», Раменский район, поселок Ново-Харитоново

Гжель известна по всему миру и для иностранцев является весьма дорогим и изысканным сувениром. А вот россияне часто и не знают, где и как изготавливают эти бело-голубые произведения искусства.

Увидеть весь процесс изготовления гжелевских изделий можно в Раменском районе. Здесь на большой фабрике гостям покажут, как работают мастера, и научат самостоятельно лепить и расписывать фигурки. Продолжительность экскурсии составит два часа, а вот цены нужно будет заранее согласовывать с администрацией фабрики - они могут меняться в зависимости от размера группы.

Фабрика Богородской игрушки, Сергиев-Посад

Если вы планируете выбраться на экскурсию всей семьей, то отдайте предпочтение фабрике игрушек. Конечно, придется выбраться в другой город, но Сергиев-Посад удачно расположен и доехать до него хоть на авто, хоть на общественном транспорте не составит труда.

За 200 рублей можно посмотреть и потрогать забавные деревянные фигурки, известные нам еще по советским мультикам. А еще за 250 - научиться делать такие же (ну почти такие же) самостоятельно. Экскурсии проходят в любой день кроме воскресенья, предварительная запись не нужна.

Пивоваренная компания «Балтика», Санкт-Петербург

А вот экскурсия на завод компании «Балтика» подойдет только лицам, достигшим совершеннолетия и способным подтвердить это документально. Впрочем, есть и плюс - посещение завода бесплатно, хотя за дегустацию заплатить придется.

Хотя число желающих заглянуть в котлы с пенным напитком растет год от года, количество экскурсий на завод не увеличивается. Так что вам придется подстраиваться под график «Балтики» и заранее бронировать для себя места в ближайшей группе.

Конечно, цены на посещение большинства предприятий выше, чем, например, на билеты в музей или кино, но, поверьте, интересное и полезное времяпрепровождение вам понравится.

В Западной Европе, бум на промышленный туризм начался около четверти века назад, когда там осознали, что не каждого современного туриста можно удовлетворить стандартным набором - музеями, храмами, обзорной экскурсией по городу и большим торговым центром. Даже простая экскурсия на завод, где можно своими глазами увидеть, как делаются твои любимые шоколадные батончики, или даже поучаствовать в производстве, откроет знакомый город с новой стороны.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Bentley

Мы уверены, что марка машины Bentley тебе знакома. На двухчасовой экскурсии по заводу, который расположен в городе Кру на северо-западе Англии, тебе покажут, как работают машиностроители, программисты, мастера по окраске, отделке и сборке легендарных автомобилей. Экскурсии бесплатны для всех. Но есть один нюанс. Посетить производство в любой день разрешат только владельцам Bentley и их семьям. Для остальных же экскурсии предусмотрены только по пятницам.

Land Rover

И если на заводе Bentley преобладает ручная сборка, то на Land Rover многое роботизировано. Здесь, в Халевуде (запад Англии), также проведут по всем цехам и подробно расскажут про все нюансы создания новенького автомобиля. Фишкой завода является специально построенный трек для демонстрации всех возможностей автомобиля. Это и идеальный асфальтированный участок, и бездорожье с холмами. Вполне возможно, что тебе тоже разрешат протестировать! Работники предприятия просят забронировать экскурсию заранее, так как желающих очень много.

Сырная деревня Чеддер

Но не только автомобили производят в Великобритании. Наверняка ты слышал(-а) и о сыре «чеддер». Он назван как раз по месту производства в небольшом пятитысячном городке Чеддер. Экскурсии на сыроварню организуют ежедневно. Естественно, покажут все стадии создания этого сыра и проведут дегустацию. За все придется заплатить чуть больше € 2 с человека.

Шоколадная фабрика Cadbury

В Борнвилле, пригороде Бирмингема, ты можешь посетить Cadbury World - полноценный развлекательный центр для туристов. Шоколадная фабрика Cadbury - одна из самых известных и популярных в мире. На территории экспоцентра расположены отделы производства сладостей и 14 тематических зон. «Мир Кэдбери» рассказывает историю приготовления шоколада, начиная с племен майя и ацтеков, которые впервые обнаружили деревья какао и пили «чоколайтль», и заканчивая первой лавкой со сластями Джона Кэдбери. Во время экскурсии всем любителям сладкого удастся провести дегустацию. Шоколадные художники в кратчайшие сроки могут сделать съедобных мишек или зайчиков на заказ. Тем, кому повезет, даже позволят собственноручно что-нибудь слепить. Входной билет для взрослых стоит около € 18. Детям до 4 лет билет бесплатный, а тем, кто постарше, в том числе студентам - € 13,5. Пенсионерам придется выложить чуть больше - € 14. Заранее бронировать экскурсию обязательно. Если ты это сделаешь онлайн, получишь промокод на скидку 5%.

ГЕРМАНИЯ

Airbus

Если тебе часто приходится пользоваться авиатранспортом, то наверняка хоть раз ты летал(-а) на самолетах, построенных компанией Airbus. Их заводы расположены в Гамбурге и Бремене. Ждут туристов и там, и там. Экскурсии на производство длятся 2,5 часа и проводятся по будням. Со взрослого туриста попросят € 14. Школьникам, студентам и пенсионерам цену скинули до € 11. Правда, на заводах предупреждают: все время, отведенное на экскурсию, туристы проведут на ногах, а при усталости вернуться назад нельзя. Сделать селфи тоже не получится. Фото- и видеосъемка строго запрещена. На входе каждого попросят выключить телефон.

Ritter Sport

Именно в Германии делают вкусные квадратные плитки шоколада Ritter Sport. Для туристов компания предлагает несколько идей. Можно посетить основной завод в городе Вальденбух, что около Штутгарта. Там проведут по Центру для посетителей с шоколадной выставкой и шоколадной мастерской. Дети смогут сварить свой собственный шоколад и даже придумать к нему дизайн обертки. На входе возьмут € 6 при индивидуальном посещении или € 4, если ты путешествуешь в группе. А недавно в Берлине компания открыла развлекательный центр. Там также есть мастерская, выставка и магазины. Посетители смогут пройти по Шоколадному пути, где узнают обо всех этапах приготовления. Вход в комплекс бесплатный.

BMW

Германия - страна-гигант по производству автомобилей. Туристов ждут на заводах «Порше», «Ауди», «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», но все же нет равных по числу посетителей концерну BMW. Кроме «мира BMW» в Мюнхене, экскурсии проводят в филиалах в Берлине и Лейпциге. Туристам обязательно покажут сборочные конвейеры кабин, кузнечно-прессовый и цех окраски, цех производства двигателей и оборудования салона. Конечно же, без брони не обойтись. Желательно за два-три месяца. Посещение стоит € 8. Школьникам, студентам, пенсионерам, семьям с детьми и владельцам BMW сделают скидку до € 5. Можно сэкономить еще больше, посетив завод с группой до 30 человек. Тогда придется заплатить от € 100 до € 120 за всех. На входе все средства связи придется сдать в сейф.

ИТАЛИЯ

Lamborghini

И здесь не обошлось без автомобильных гигантов. Завод «Ламборгини» (да-да, не «Ламборджини») находится в провинции Сант-Агата-Болоньезе на севере Италии. Как раз недалеко от популярных и всемирно известных Милана, Венеции и Вероны. Если будешь в тех краях, можешь заказать экскурсию на производство. В настоящее время там производят лишь две спортивные модели. И тебе рады будут показать весь процесс их создания. На твоих глазах в одну из машин даже установят знаменитый двигатель Lamborghini V10. Кроме того, здесь проведут в кожевенный цех и покажут, какая кропотливая работа проделывается над будущим обивочным материалом. Для экскурсантов завод открывает двери с понедельника по пятницу. Индивидуальное посещение не практикуется. Необходима предварительная регистрация. Билет стоит € 40. Студентам, пенсионерам и участникам группы от 20 человек цену сбросят до € 30.

Ferrari

Безусловно, ты слышал(-а) и о Ferrari. С самого момента основания компании в 1929 году она создает только гоночные и спортивные автомобили. Крупнейший завод по их производству находится в Маранелло, что также на севере Италии. И пусть основная точка притяжения туристов - это музей, на производство также пропустят. Помимо основных экспозиций тебе покажут место, где был построен самый первый автомобиль Ferrari. Кроме того, можно взглянуть на знаменитый испытательный трек Fiorano, открытый в 1972 году. Посещение комплекса стоит € 13. Семьям - € 9 с человека. Студентам и пенсионерам - € 11.

БОНУС

Так уж вышло, что большинство популярных среди туристов предприятий Европы расположено в трех странах. В этом нет ничего удивительного, ведь именно там раньше всего зародился европейский промышленный туризм. Но ими мы не ограничимся. Вот еще несколько предприятий, о посещении которых ты не пожалеешь.

Wenger

Завод по производству легендарных швейцарских ножей Wenger расположен в Делемоне. Тебе совершенно точно известен их логотип в виде немного измененного красно-белого флага Швейцарии. Первоначально фабрика производила складные ножи только в армейских нуждах. Именно Wenger принадлежит идея внедрить в компактный нож множество опций в виде отвертки, ножниц, лезвия, штопора, заточки для рыболовного крючка и пилочки для ногтей. Неудивительно, что сейчас подобный аксессуар обязательно должен присутствовать в арсенале любого путешественника. Забавно выглядит школьный учитель, который в руках перед детьми держит нож, потому что в него встроена лазерная указка. Но и такое швейцарцы также производят. На часовой бесплатной экскурсии покажут все стадии производства чудо-ножей и расскажут секреты создания. Разумеется, о посещении стоит задуматься заранее и забронировать визит по телефону, чтобы не ехать зря.

Lego

Помнишь, какую боль можно испытать, если неосторожно наступить на деталь конструктора «Lego»? А при посещении их производственного комплекса в датском Биллуне тобой завладеют абсолютно противоположные эмоции. Только вот попасть туда крайне сложно. Завод открывает свои двери для туристов лишь несколько раз в год. Свободных мест в настоящее время нет даже на июнь 2018 года! Экскурсанты-счастливчики проведут на фабрике два дня. И вот вроде ничего такого: обычные походы по цехам, где покажут, как делают любимый конструктор детей. Самих же детей до 7 лет на производство не пропустят. В конце каждому дарят фирменный подарок. Но участие в фестивале потянет на € 1950! В сумму входит полноценное питание, проживание и презент. Как вариант, небольшой Биллун - сам по себе музей лего под открытым небом.

Соляная шахта «Величка»

А это самый ламповый пункт нашего дайджеста. Соляные копи в польской Величке посетило чуть ли не больше половины беларусов, так как они включены в любую экскурсионную программу по Кракову. Подземная Величка - это 300 км коридоров, 3000 камер. Максимальная глубина - 327 метров. Но для туристического обслуживания выделено всего 3,5 километра. Осмотр проводится только с экскурсоводом. И это единственное место в этом материале, где проведут ознакомление с достопримечательностью по-русски. Русскоговорящий экскурсовод оказывает услуги максимум 2 раза в день: около 11 часов и после обеда. Входной билет для взрослого потянет на € 16. Для пенсионеров и молодых людей до 25 лет - € 12,75. Есть и семейный тикет стоимостью € 45 (2 взрослых, 2 ребенка).

Фото - официальные страницы предприятий, aglobetrot.com ,

бильбао туризм городской брендинг

Долгое время специалисты по городскому развитию и стратегическому планированию доказывали, что стратегия Ї это выбор, выбор лучшего при отказе от хорошего. Казалось бы, нельзя городу с равной силой развивать промышленность и туризм Ї это несовместимые сферы, которые мешают друг другу.

Для брендинга же их сочетание и подавно не подходит, поскольку мешает формированию идентичности и работает на разные целевые аудитории. Но глобальные особенности существования в быстром мире заставляют искать прорывные способы формирования бренда как раз в сфере совмещения несовместимого. Одно из ярких тому доказательств Ї растущая популярность промышленного туризма в Западной Европе и США.

Промышленный туризм Ї это организация регулярных туристических туров на действующие (или некогда действовавшие) промышленные предприятия. Превращение производственной площадки в объект туристической привлекательности. Нельзя сказать, что ранее предприятиям никогда не приходило в голову привлекать туристов. Единичные примеры были, и пионерами в этом смысле явились американские компании. Прецедент случился, когда завод Jack Daniel"s в штате Теннеси (производство виски) в 1866 году открыл свои двери туристам, почти сразу после того, как открылся сам. В начале XX века туристы посещали первые автомобильные заводы Форда в Детройте. Однако лишь совсем недавно Ї в 1990-х годах Ї промышленный туризм из непрофильного хобби отдельных заводовладельцев становится массовым явлением. Почему такая задержка более чем в 100 лет? Потому что сейчас как никогда производители осознают важность формирования впечатлений от производимого товара, а промышленный туризм Ї идеальный инструмент для этого.

Сегодня в США большое число предприятий принимают туристов. Для каждой серьезной компании Ї будь то автосборочный завод, лесопилка или аэропорт Ї считается дурным тоном не открывать себя туристам (потребителям). «Открытие», конечно же, не полное. Выставочно-зрелищный характер придается только части производственных помещений, посетители проводятся по строго очерченному маршруту и видят только то, что им позволено увидеть. Инновационные технологии и другие «секреты фирмы» не раскрываются.

С началом XXI века промышленный туризм приобретает большой размах и в Европе. К 2007 году в одной только Франции 1700 компаний принимали туристов на своих производственных площадках (их подробный реестр и анонсы событий представлены на сайте www.visite-entreprise.com). Лидирует единственная в мире приливная электростанция в Рансе, которую ежегодно посещают 300 тыс. туристов. Эксперты фиксируют, что в сферу промышленного туризма во Франции ежегодно вовлекается около 20 млн человек 50. В Англии шоколадную фабрику Кэдберри в Борнвилле, близ Бирмингема, посещают 400 тыс. человек. В Испании суперпопулярны винные туры, во Франции Ї сырные, в Нидерландах Ї цветочные... В Германии упор делается на постиндустриальный мотив, например заброшенные угольные и соляные шахты в Руре, судостроительные заводы времен Второй мировой войны. Хотя, конечно, открыты и многие действующие предприятия, из которых лидер по посещаемости Ї завод BMW в баварском Вольфсбурге.

Стремительный рост популярности туристических продуктов в промышленном туризме ярко свидетельствует о бурном развитии отрасли. Однако границы ее намного шире, чем принято считать, а потенциал использования для брендинга города еще далеко не исчерпан. Ведь не только промышленные объекты могут быть привлекательными для туристов, но и вообще любая организация или компания, любое рабочее место. Не только производство товаров, но и производство услуг можно превратить в шоу без ущерба для производственного процесса. При наличии мотивации (речь о которой ниже), туристическими объектами могут становиться банки, суды, школы и вузы, региональные и городские администрации, логистические центры, библиотеки, вокзалы и аэропорты, тюрьмы и полицейские участки, издательства, театры и многое-многое другое.

Таким образом, корректнее использовать не ставшее уже привычным понятие «промышленный туризм» (industrial tourism), а другое Ї производственный туризм, в основе которого туристическая привлекательность мест производства товаров и услуг, которую можно создавать и для продвижения бренда города.

Теперь о мотивах и пользе для каждой из участвующих в этом процессе сторон. Почему это интересно туристам? Современные туристы Ї это коллекционеры мест. Согласно исследованиям, 80% туристического рынка составляют люди, которые отправляются в путешествие не в первый раз. Таких людей уже не вполне удовлетворяет стандартный туристский ассортимент Ї морские пляжи, краеведческие музеи и картинные галереи. Они все чаще стремятся к комплексным впечатлениям, охотно совмещая отдых с познанием нового, поправку здоровья с эксклюзивной экскурсией, участие в деловой конференции со спортивной активностью и осмотром достопримечательностей. В этом смысле экскурсии на предприятия Ї это как раз то, что надо. Знакомый город открывается с необычной стороны. Продукты, производящиеся, что называется, в режиме онлайн, сразу же можно потрогат, попробовать, примерить, купить. Особенно востребован производственный туризм у путешествующих с детьми. Детям интересно, что было с мороженым и шоколадкой до того, как они попали в супермаркет.

А зачем это производителям? Прежде всего, пустить потребителя к себе на производство Ї это тонкий и красивый рекламный ход. Это несколько часов изощренной рекламы, которую экскурсант потребляет охотно, поскольку она ему не навязывается, а кроме того это демонстрация честности и прозрачности управления, безукоризненности технологий, уверенности в своих перспективах перед лицом конкурентов.

Есть подозрение, что существует и еще один важный побочный эффект. Превращение производства в туристический объект стимулирует фирму к улучшению корпоративного климата и трудовых отношений. Становятся осмысленными уборка в цехах, чистая рабочая форма, презентабельный вид оборудования и многое другое, в чем, например, среднестатистический российский директор не видел смысла ранее. Да и у работников мотивация к труду меняется, когда на них смотрят как на участников выставочного, образцового процесса.

Итак, фирма получает лояльность потребителей и эффективную поддержку своих брендов. Кроме того, оборот магазинов, продающих продукцию фирмы в точках, где заканчиваются экскурсии, на 40% выше, чем в других точках с аналогичной продукцией. Привлекательно для компаний и то, что организация экскурсий не стоит больших денег, особенно если учесть, какой они дают эффект: «Годовое содержание гида, ведущего экскурсии на предприятии, равно четверти одноразового рекламного листа в журнале «Шпигел».

Наконец, об интересе третьей стороны. Излишне говорить о том, как от стимулирования продаж городских товаров и услуг выигрывает сам город. Помимо налоговой базы и рабочих мест города приобретают новые товарные и сервисные бренды, новые неожиданные и привлекательные элементы бренда, а также большое число туристов. Только в городах есть инфраструктура для производственного туризма Ї транспорт, связь, торговля, гостиницы, кафе. К тому же экскурсии на действующие предприятия Ї это, как правило, дополнительная «нагрузка» к другим туристическим магнитам, которые сконцентрированы опять же в городах. Причем популярнее всего у туристов объекты, которые являются брендами конкретных городов. Например, портовый комплекс в Роттердаме или завод «Ролекс» в Цюрихе.

В СССР организация экскурсий была обязанностью практически каждого солидного предприятия. Этим с удовольствием занимались, например, ветераны труда. Так, были знамениты экскурсии на московские кондитерские фабрики. Что касается современной России, то здесь можно говорить, к сожалению, лишь о прецедентах производственного туризма. Появляются и новые проекты, однако это скорее исключения из правил, и ни один из них не видит своей задачей продвижение города. К тому же осуществляются все они «в нагрузку» к основной деятельности, явно без азарта, как дань моде и без учета тех многосторонних выгод, которые перечислены выше. Начать с того, что на такие экскурсии очень трудно попасть. Чаще всего они доступны только специальным гостям, иногда Ї школьным группам. Например, запись на посещение кондитерской фабрики «Рот Фронт» проводится лишь в течение двух дней в середине августа на год вперед. Вообще, руководители кондитерских производств не видят смысла в приглашении туристов, рассматривают это как социальную нагрузку и стремятся прикрыть непрофильную деятельность. В качестве позитивных примеров можно привести концерн «Балтика», организующий экскурсии на своих заводах в Санкт-Петербурге, Туле и Челябинске, а также Микояновский комбинат и завод «Кристалл» в Москве.

Из российских городов реальные возможности стать столицей производственного туризма имеют Новосибирск, Омск, Екатеринбург, Челябинск, Казань Ї города, имеющие целый ряд крупных производств, отдельные территории которых можно было бы переоборудовать в демонстрационные. А для скольких городов эта сфера могла бы стать спасительной соломинкой! Ведь в России десятки депрессивных городов-призраков, где вскоре не останется почти ничего, кроме печально-величественных руин советской экономики. Это Асбест, Кизел, Чапаевск, Карабаш, Щучье, Байкальск, Копейск, Красноуральск, Тырныауз, Озерный и другие города с тяжелой судьбой Ї таежные, северные, шахтерские, монопрофильные, вахтовые, военные... Вместе с тем практически каждый из них имеет ресурсы для развития производственного туризма. Здесь речь идет, конечно, не о посещении действующих производств, а о превращении в уникальные музеи объектов, которые на своем излете были кошмаром территории. Может быть, для таких городов производственный туризм Ї это почти единственный шанс сохраниться на карте родины.

Что необходимо для организации производственного туризма? Как показывает практика других стран, финансовые затраты на организацию туристических маршрутов по действующим предприятиям сравнительно невелики. Другое дело Ї работа со старыми, брошенными площадками. Здесь нужен специальный инвестиционный проект по превращению их в зрелищное наследие и инструмент городского брендинга. Но и в случае с брошенными производствами, и в случае с действующими требуется один ресурс, который у нас пока в большом дефиците. Это способность самых разных интересов кооперироваться в одном проекте. Первый шаг в производственном туризме Ї это кооперация между городскими и региональными властями, собственниками предприятий, местной бизнес-элитой, местными знатоками-краеведами и туристическими компаниями. Вот оно Ї идеальное поле для государственно-частного партнерства, о котором у нас тоже принято много и абстрактно говорить.

Практика городов, осваивающих производственный туризм, показывает, что, как только одна из фирм начинает приглашать туристов на производство, тут же встает задача сделать их приезд в город «более эффективным» Ї чтобы они могли посетить сразу несколько достопримечательностей подобного рода. Администрация города и торгово-промышленная палата вступают в контакт с другими городскими компаниями и предлагают содействие в организации экскурсий на предприятия. На следующем этапе проекты производственного туризма дают импульсы в другие сектора выращивания бренда через развитие индустрии гостеприимства. Примерно так произошло в 2004-2006 годах в Роттердаме, где центральным проектом производственного туризма стал международный морской порт, а затем, в течение года еще три городских предприятия открыли у себя на территории туристические маршруты.

В последние годы индустрия путешествий в России активно развивается. Одним из подтверждений этого и важным стимулом для отрасли стал 21-й чемпионат мира по футболу, который привлек в нашу страну свыше 5 млн туристов со всей планеты. К 2025 году, согласно официальным планам, доля туризма в национальном ВВП вырастет с 3,47 до 5%. На фоне падения курса рубля и развития предложения на внутреннем рынке все больше россиян путешествует по России. Появляются новые форматы отдыха, среди которых — социально ответственный, экологический и промышленный туризм.


Фото: 1inter.ru

За последнее десятилетие из увлечения ограниченного круга людей индустриальный туризм вырос до самостоятельного направления, достигнув такого уровня популярности, что на него обратило внимание государство. 16 мая глава Ростуризма Олег Сафонов заявил , что власти планируют начать развитие данной сферы с этого года. Согласно исследованию специалистов из Оренбургского государственного университета, на сегодняшний день в России лидером по числу регионов, где регулярно проводятся промышленные экскурсии, стал Приволжский федеральный округ.

Самая обширная категория индустриальных туристов — молодежь, прежде всего школьники и студенты. Нередко посещение заводов и фабрик помогает им определиться с будущей карьерой. Но, разумеется, на промышленные объекты ездят люди всех возрастов — обычные потребители, у которых наибольшим спросом пользуются предприятия пищепрома и автопрома. А также журналисты и блогеры, чьи публикации формируют имидж компании.

Как закалялась сталь



Фото: apn-nn.com

Объединенная металлургическая компания (ОМК) решила удовлетворить любопытство промышленных туристов и разработала для предприятия сразу три экскурсионных маршрута: «Рождение труб большого диаметра», «Удивительные превращения стали» и «Мир горячих колес». Таким образом, в Выксе можно увидеть полный цикл стального проката и процесс изготовления труб «русского» размера, из которых строят магистральные газопроводы «Северный поток» , «Сила Сибири» и многие другие. Кроме того, здесь можно наблюдать за тем, как в колесопрокатном цехе из горячего металла делают колеса для железнодорожных составов и поездов метро.

На заводе позаботились и о том, чтобы экскурсии были доступны для гостей с ограничениями по слуху: предлагаются туры с сопровождением на русском языке жестов.

Еще одна достопримечательность ВМЗ — роспись «Выкса 10 000» . Это мурал — монументальная роспись на фасаде промышленного комплекса «Стан-5000». Живопись, созданная стрит-артистом Мишей Most в рамках фестиваля городского искусства «Арт-Овраг» , занимает площадь 10 800 квадратных метров. Работа попала в книги рекордов Европы и России. Над созданием мурала Миша Most работал 45 дней, затратив более 5 тонн грунта и краски. Он изобразил 6 сюжетов из жизни предприятия — от исследования к созиданию, от идеи к результату.

Здесь также проводят экскурсии по самой Выксе: в городе можно увидеть более 90 арт-объектов.

Дорога в детство



Фото: tver.chlclub.ru

В течение полутора часов гости предприятия могут увидеть все этапы производства мороженого: как осуществляются доставка и смешивание ингредиентов, фризерование, созревание, формовка, как наполняются вафельные стаканчики, как эскимо покрывается глазурью, как продукция упаковывается для продажи. Есть возможность пройти мастер-класс по украшению мороженого. По будням на фабрике проводятся платные групповые экскурсии для школьников и взрослых. А по субботам могут приехать индивидуальные посетители. Экскурсии адаптированы для людей с особенностями здоровья.

Начальный курс сомелье



Фото: wikipedia.org

Завод, основанный у живописного южного озера Абрау в 1870 году, регулярно принимает у себя туристов и профессионалов отрасли. Здесь в 2017 году проходил VII Всероссийский саммит виноделов.

Открывается «винная экскурсия» кинопоказом о заводе и его истории, после чего гостей ведут в винные погреба, параллельно объясняя им тонкости сложного приготовления шампанских вин — от посадки виноградников до розлива готового напитка. Тоннели созданы еще в XIX веке князем Львом Голицыным. Ходы тянутся на 5,5 километра под землей. На заводе можно сфотографироваться на фоне сотен бутылок, увидеть процесс изготовления шампанского в современных цехах, пройти краткий курс сомелье, посетить дегустационный зал и фирменный магазин. Правда, детей на время экскурсии придется отправить в игровую комнату, так как на мероприятие вход разрешен только взрослым.

Стать корабелом



Фото: sdelanounas.ru

Судостроительный завод совместно с центром профориентации «Про Мир» проводит профориентационные экскурсии для школьников и позволяет им посетить даже закрытые зоны верфи. В течение шести часов гостей знакомят с историей и традициями российского судостроения, а также экономикой отрасли. Школьники узнают, как развивалась Путиловская верфь, впоследствии переименованная в Северную, а главное — видят, как строятся современные военные корабли.

В фондах музея «Северной верфи», который посещают экскурсанты, содержится более 3 тыс. экспонатов, 200 из которых считаются памятниками культуры: это редкие архивные документы и фотографии, награды и личные вещи сотрудников, модели построенных заводом кораблей и судов.

Увидеть энергию воды



Фото: tgc1.ru

Старейшей действующей гидроэлектростанции России — более 90 лет : в рамках плана ГОЭЛРО она была построена первой. Сегодня это не только важный объект региональной инфраструктуры, но и туристическая достопримечательность. Путешественники нередко фотографируют историческое здание на реке Волхов. Но далеко не все знают о возможности изучить объект изнутри и узнать, как энергия движения воды преобразуется в электричество.

ГЭС принимает у себя школьников и студентов в рамках образовательных программ, журналистов, а также экскурсионные группы. Они осматривают дом-музей Генриха Графтио, строителя первых советских гидроэлектростанций, и производственные цеха. Гостям подробно рассказывают о способах минимизации негативного воздействия на биоценоз реки.