Советы

Нормандия и Бретань - самостоятельное путешествие. Полезные советы

14.08.2017

Пляжный отдых во Франции обычно прежде всего ассоциируется с югом и средиземным морем. Между тем хорошо знающие свою страну французы отдают предпочтение пляжам Нормандии. Просто нужно выбрать правильные время и место.

Довиль – богатые особняки, шикарные пляжи, чистейший океан...

Северо-западные регионы Пятой республики, Нормандия и Бретань, которые в силу их расположения русскому человеку трудно соотнести с пляжным отдыхом – во-первых, «север», во-вторых, формально не открытое море или океан, а берега сурового Ла-манша, – привлекают в основном экскурсантов в рамках коротких организованных поездок из Парижа. Однако путешествие по Нормандии – живописному зеленому краю с богатым культурно-историческим наследием, фантастическими пейзажами и не менее славными гастрономическими специалитетами – занимательнее средиземноморских курортов. Отправляться сюда лучше всего на пике лета, в июле-августе, когда почти везде во Франции жарко, и даже вода в Ла-манше прогревается до приемлемой для купания температуры. Начало сентября – тоже неплохое время: еще довольно тепло, а в Довиле к тому же проходит известный кинофестиваль американского кино, который по масштабу и уровню приезжающих звезд можно назвать если не «младшим братом», то уж точно «кузеном» знаменитого Каннского.

Вообще, путешествие по городам Нормандии можно назвать настоящим наслаждением для киномана: огромное число культовых французских фильмов снималось именно здесь, а актеры первой величины, такие как Жан Габен, Ален Делон, Лино Вентура, Луи де Фюнес, Анук Эме, Робер Оссейн, Мишель Морган, и десятки других часто приезжали сюда отдохнуть и набраться вдохновения.

Самые известные исторические курорты Нормандии – Довиль-Сюр-Мер и Трувиль-Сюр-Мер, так называемая «Парижская Ривьера», или даже «XXI округ Парижа» – связаны со столицей скоростным шоссе.

Также не представляет никакого труда с комфортом доехать сюда из Парижа на прямом поезде всего за два часа. А для путешествие по Нормандии лучше всего арендовать автомобиль, чтобы увидеть удаленные от крупных городов природные достопримечательности и лучше прочувствовать невероятную сельскую красоту Нормандии.

Трувиль и Довиль, появившийся на карте маршрутов для аристократии чуть позднее, в начале XIX века, были, как и большинство ныне знаменитых французских курортов, небольшими рыбацкими деревушками, примечательными разве что своей живописностью. С появлением моды на морские купания и солнечные ванны сюда, привлеченные широкими красивыми пляжами, все чаще стали приезжать состоятельны е отдыхающие, вслед за этим не заставило себя ждать появление инфраструктуры для богатых и знаменитых. К 1840–1860 годам относится бурное строительство роскошных отелей, частных вилл, развлекательных заведений и променадов в Трувиле. А уже к 1870-му этот курорт расцвел и стал популярен у представителей самых высших кругов европейской аристократии.

Довиль-Сюр-Мер, брат-близнец Трувиля, отделен от него лишь руслом реки тук. «Направо пойдешь – в Трувиль попадешь, налево пойдешь – в Довиль попадешь» – ориентир, если стоять лицом к океану в районе порта. Территория курортов довольно компактная, и, отдыхая в одном из них, не составляет никакого труда перемещаться в соседний.

В 1860-х, когда Трувилю уже стало некуда расширяться, появился проект курорта Довиля, авторами которого стали доктор Олифф, сводный брат императора Наполеона III герцог Де Морни и банкир Арман Донон. Упор был сделан на престижность нового места отдыха. На бывшей болотистой местности удивительно быстро вырос городок с огромными отелями, казино, ипподромом и вымощенным деревом променадом с резными кабинками для купания, которые и по сей день остаются одним из узнаваемых символов Довиля. «Золотой век» курортов пришелся на конец XIX – начало XX века, когда пышный имперский стиль архитектуры дополнился роскошными зданиями в стиле бель эпок. Несмотря на то, что многие уникальные виллы из архитектурного ансамбля Довиля и Трувиля были уничтожены (после Второй мировой войны или стараниями некоторых ретивых градоначальников городков), все же сегодня можно остановиться в большинстве из старинных исторических отелей, построенных на рубеже позапрошлого и прошлого столетий. По-прежнему безупречен знаменитый пятизвездочный отель «Нормандия», часто становившийся местом действия кинофильмов, например «Барон де Л`Эклюз» с Жаном Габеном. По-прежнему роскошен отель «Рояль» в Довиле, по-прежнему открывает свои двери для игроков «Гранд-казино» в Трувиле…

Прогулки по историческому дощатому променаду вдоль океана в Довиле отсылают к одной из самых романтичных картин современности – «Мужчина и женщина» Клода Лелуша. Если вы захотите выпить чашку кофе или пообедать с видом на океан, стоит выбирать Bar du Soleil, Bar de la mer или ресторан Le Ciro`s – это заведения, которые ведут свою историю с начала XX века и видели немало знаменитых гостей. На курортах традиционно востребованы казино, ипподром, конные прогулки вдоль берега. В ближайших окрестностях Довиля и Трувиля можно найти безупречные поля для гольфа, которыми вообще славится Нормандия. Центр талассо-терапии и множество спа, плавательные бассейны с подогреваемой морской водой, яхт-клуб, теннисные корты, шопинг-центры расположены на территории между отелями и дощатым променадом.

Набережная Онфлер

Посетить живописный, будто сошедший с полотен импрессионистов городок Онфлер в 15 км от Трувиля. Сердце Онфлера и главная точка притяжения для туристов – его гавань, обрамленная очаровательными старинными особняками в нормандском стиле.

Проехать по 40-километровому «Пути сидра», который начинается примерно в 20 км к востоку от города Кан и проходит через аутентичные маленькие деревеньки с фермами. Здесь производится один из главных специалитетов Нормандии – яблочный сидр и его более крепкая производная – бренди Кальвадос, можно все это продегустировать и купить. К тому же регион – родина знаменитого на весь мир сыра Камамбер, и нигде, кроме Нормандии, вы не найдете такого выбора разновидностей и вкусов этого сыра.

Прогуляться по краю почти отвесных скальных обрывов вокруг деревни Этрета (20 км к юговостоку от города фекан) и увидеть мощные утесы-арки, которые стали одним из самых узнаваемых символов Нормандии в мире. Полюбуйтесь на безлюдные пляжи у подножия скал – дикие и поражающие мощью волн.

Посетить одно из чудес франции – остров Мон-Сен-Мишель с расположенным на нем аббатством, а по сути – отлично сохранившийся средневековый город, первые упоминания о котором относятся к 709 году. Мон-Сен-Мишель входит в число самых популярных достопримечательностей страны и внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, поэтому не увидеть его, будучи в Нормандии, было бы как минимум обидно.

Увидеть памятные места второй мировой. Северное побережье региона в конце второй мировой войны стало местом, где 6 июня 1944 года развернулась операция высадки союзных десантных войск под кодовым названием «Оверлорд». Пляжи Омаха, Юта, Суорд, Джуно и Голд стали местами кровопролитнейших боев воздушно-десантных дивизий англичан и американцев с гитлеровскими войсками. Одна из самых мощных по эмоциональному воздействию достопримечательностей этих мест – американское военное кладбище с кажущимися бесконечными рядами скромных белых крестов.

О самых интересных выставках, концертах, аукционах и других значимых событиях из мира искусства читайте в .

Текст: Елена Куриленко

Бурю эмоций у друзей вызвала моя последняя поездка по Нормандии и Бретани. «Сдай поместье графа!», «Где это ты так вкусно и красиво дегустируешь кальвадос?», «О, боже, я хочу в этот розовый замок!»… На самом деле как-то даже грустно выдавать все явки и пароли, которые я тщательно отыскивала вечерами в течение пары месяцев до поездки.

Пострадали нервы 10 гидов, по местам несколько раз проехались мои клиенты и друзья и, вот, роковой час открыть все карты настал!

Нормандия и Бретань — богемные регионы Франции к западу от Парижа. Нормандия она такая нежная, солнечная, яблочная и красивая. Типичные соломенные крыши и перекрестные балки декорирующие традиционные домики ласкают глаз, а чаще солнечный Ла Манш все время манит ехать прибрежными дорогами. Бретань же более суровая и серая, но не лишенная своего кроткого очарования. Каменные дома украшенные цветами, серьезные замки вместо нормандских «manoir» и много-много устриц и других морепродуктов.

Составить идеальный маршрут по этим двум регионам дело очень сложное. Хочется охватить все и даже больше, спуститься до Бордо, а на обратном пути посмотреть все замки Луары… поэтому я не буду навязывать Вам конкретный маршрут, а просто оставлю самые крутые адреса проверенные лично, которые Вы можете скомбинировать в свой идеальный маршрут.

Секретные адреса Нормандии

Конечно, все начнется с Парижа. О нем и местах, с которых можно будет начать маршрут . Это Шантийи, Усадьба Клода Монэ, Овер‑сюр‑Уаз и мельница-отель экс-мишленовских критиков Le Moulin de Connelles (обязательно заезжайте туда при любых раскладах, лучше на ночь). Поэтому первые несколько дней особо не стройте планов на Париж. Повторюсь, бежать надо из больших городов — нечего там делать.

Можно замиксовать все места выше до сада Моне, а далее в свободном полете комбинировать понравившиеся точки. В этой статье вы не найдете описания стандартных мест и городков Нормандии (Этрета, Довиль,Трувиль) и Бретани (Сен-Мало, Мон-Сен-Мишель). Их я буду упоминать вскользь просто потому что они встречаются по пути. Ночевать определенно нужно в деревенской местности, битком набитой интересными усадьбами для ночевки.

Мои секретные адреса Нормандии (почти что в порядке маршрута)

Довиль и Трувиль — да, но только проездом. В Трувиль вообще при любом удобном случае и хорошей погоде съезжается весь сброд Парижа. А Довиль слишком облюбовали русские, поэтому количество бутиков и русской речи зашкаливает. Я бы рекомендовала заскочить только в трувильский рыбные палатки на Boulevard Fernand Moureaux, а после сразу совершить променад в Довиле и все — бежать снова в деревни.

Дорога сидра, сыра и яблок

Дальше в маршрут я могу углубляться до бесконечности, потому что все, что находится между Довилем и Сен-Мало — в глубине региона Pays d’Auge бесконечно заслуживает внимания (вот, кстати — найдите ее на месте).

«Дорога сидра» — так официально называется более или менее причесанный маршрут, проходящий через самые интересные места и производства.

Здесь в ход должны идти ссылки из раздела «полезные ссылки». Выделите 1-2 полных дня, потому что внепланово останавливаться захочется все время, а дегустации сидра и подавно будут мешать таймингу маршрута. Планировать нужно исходя из желаемых мест дегустаций, добавляя к ним деревенские Manoir для ночевки. Найти их можно в том числе и через ассоциацию Bienvenue au Сhateau , которая объединяет всех владельцев замков Франции кто сдает комнаты гостям и кормит богемными завтраками.

Адреса must-visit по «Дороге сидра»

Сырное производство — Fromagerie Graindorge . Семейное, фамильное и очень интерактивное. Прямо над производством расположен музей, из окон которого можно наблюдать за процессом производства сыра. Лучше приезжать к открытию, чтобы увидеть процесс производства полностью.

Другие адреса по «Дороге сидра» #еслиуспеете

    За сыром можно так же отправиться в Камбремер (Fromagerie Durand) — более камерное производство. Там же смотрите сады Les Jardins du Pays d’Auge и дегустируйте кальвадос в Calvados Pierre Huet.

    Manoir du Lieu Rocher — моя любовь навеки. Бывший владелец Chateau du Breuil выкупил этот особняк посреди нормандского поля с коровками, отреставрировал и бережно принимает гостей вместе со своей женой — оперной певицей из Болгарии Татьяной. Это место влюбило в себя и оставило очень яркое впечатление. Бонус: ужасно красивый пес Тимон, который придает особый шарм этому месту. Контакты: 0033231205303/ [email protected] / [email protected] / Tatiana 00336169123.

Секретные адреса Бретани

Где-то в районе Мон-Сен-Мишель пейзажи вокруг начнут сереть и станет понятно — вы въехали в Бретань. Мое сердце осталось в Нормандии, поэтому оду Бретани я петь не буду, а просто перечислю приятные места и дам наводки отклонений от маршрута.

Замок Мон-Сен-Мишель (Mont-Saint-Michel) Cамое попсовое место Бретани с открыток. Честно сказать, сейчас там такая коммерческая истерика, что я бы вообще не рекомендовала туда соваться. Отличная альтернатива — прогулка на лошадях вокруг замка по дюнам.

Канкаль (Сancale) — прибрежный городок, рай для любителей устриц. Обязательна к посещению устричная ферма Ferme Marine (есть сеансы на английском). Но в целом, лучшее, что можно сделать в Канкале — это соревноваться кто сколько устриц может съесть за раз.

Сен-Мало — замок крепость, почему то всегда встречающий меня плохой погодой. Погулять пару часов, взобраться на оборонительную стену если позволит погода, пустить воздушного змея на пляже… Но главное — присесть в одной из забегаловок, где подают свежайшие — свежайшие мидии в котелках с разными соусами.

Прогулка на паруснике Sainte-Jeanne — еще один hint для увлеченных. Шлюп Sainte-Jeanne является реконструкцией парусника 1912 года. Именно такие каботажные суда когда-то помогли процветанию порта Эрки благодаря торговому обмену с другими портами Ла-Манша. Сегодня на этом туристическом судне можно совершить прогулку на 2-3 часа, на полдня, на целый день или даже отправиться в небольшой круиз, например на остров Джерси.

Динар — более лицеприятное место с британскими особняками выстроившимися в ряд на песчаном береге. Очень удобно поселиться тут если хотите неспешно изучить соседние городки.


Место действия - начало мая 2017 г., мы в Париже и у нас есть неделя. Давно манили северные регионы Франции, а потому было решено потратить эту неделю именно на них.

Наш маршрут выглядел следующим образом (карта ):

День 1: Giverny - Rouen

Запрыгнув в арендованную машину, мы уезжаем из нелюбимого Парижа.

На пути в город Руан - ворота в Нормандию, есть как минимум одно место, достойное посещения - дом-музей Клода Моне. Если хотите увидеть воочию кувшинки, которые вдохновили мастера на многочисленные полотна и прославили его, - обязательно заезжайте в Живерни (около 80 км от Парижа).

Город Руан печально известен тем, что именно в нём сожгли на костре бедняжку Жанну д"Арк. Если абстрагироваться от этого печального события, то город очень красив и определенно достоин посещения.


Отель: Могу порекомендовать Mercure Rouen Centre Cathedrale (центрее некуда, есть подземная парковка, всё новенькое).

Еда: Не пропустите рынок на главной площади, а особенно рыбную лавку, где свежайшие морепродукты готовят прямо при вас.

День 2: Etretat - Fecamp

В 100 км от Руана находится городок Этрета - место притяжения всех туристов в Нормандии.

Именно в этом месте, по обеим сторонам от городка расположены известняковые отвесные скалы, которые так любил рисовать Моне! Вид со скал и правда завораживающий.. Подъём в гору довольно тяжел, однако поднимаются и пожилые люди, и с маленькими детьми.

Если вам повезёт найти в Этрета приличный отель, то вы можете тут же и заночевать, чтобы полюбоваться белыми скалами в вечерней подсветке. На мои даты в местных отелях не было мест, поэтому ночевать нам "пришлось" в городке Фекамп, что в 20 км от Этрета.

Фекамп - маленький портовый городок, известный тем, что именно тут монахи-бенедиктинцы придумали знаменитую настойку Бенедиктин. Говорят, что рецепт потерялся, но в прошлом веке некий предприимчивый человек его "нашёл" и сколотил огромное состояние на производстве напитка. Бенедиктин со льдом прекрасен! В городке есть целый дворец-музей, посвященный этому ликеру.

Note: Нормандское побережье печально известно боями, которые шли тут во время Второй Мировой Войны. На пути встречается много памятных табличек, укреплений, фортов. Также есть огромное кладбище и мемориал. Каждый для себя решает сам, посещать ли во время путешествия по Нормандии места воинской славы или же ограничиться только историческими и природными городами и достопримечательностями.

Ренн - довольно большой город, не впечатливший меня особо ничем. Хороший stop-over для ночёвки, не более.

День 7: Tours - Vouvray - Amboise

При планировании маршрута по Нормандии и Бретани у меня оставалась пара "лишних" дней, которые решено было потратить на Долину Луары!

Долина Луары - знаменитый винодельческий регион, тянущийся практически от океана до середины Франции. Виноградники расположены по обеим сторонам от реки (сама река, кстати, совершенно не выразительная и не симпатичная).

Просвистев 250 км от Ренна, мы сделали небольшую остановку и размяли ноги в Туре, а от Тура вдоль реки Луары поехали в сторону виноделен.

Могу порекомендовать (1) экскурсию и тейстинг на винодельне Marc Bredif в регионе Вувре - гид говорит на хорошем английском, дегустация стоит не дорого, как и само вино (есть даже игристое), (2) биодинамическую винодельню Domain Vigneau-Chevreau (экскурсии нет, только дегустация и продажа), а также (3) семейную винодельню Caves du Pere Auguste - возглавляет ее внук основателя, работают там почти одни только члены семьи!

Отель: В Долине Луары мне очень хотелось остановиться в старинном шато, желательно с хорошим рестораном. Путём долгих поисков выбор пал на Chateau de Pray , основанное в 1244 году! Очень красивые интерьеры, небольшая, но ухоженная территория.

Еда: При шато работает ресторан с одноименным названием с одной звездой Мишлен, бронирование обязательно. Если кратко - еда вкусная, но обслуживание просто ужасающе медлительное и долгое! Наши два блюда растянулись на 3,5 часа!! Это непозволительно, на мой взгляд - так мучить гостей!

День 8: Chenonceau - Sancerre

Долина Луары знаменита не только винами, но и замками, коих тут несколько десятков. Один из самых известных - замок Шенонсо, построенный в 16 веке и принадлежавший в разные годы Екатерине Медичи, женам и любовницам королей и т.д. В замке очень хорошо сохранились внутренние интерьеры, в том числе мебель, ковры, камины и т.п. Примечательной особенностью замка является мост-галерея, построенный через реку Шер! Во время Второй Мировой Войны противоположный берег был занят фашистами, и, говорят, почти всё время на замок были нацелены орудия, готовые его уничтожить в любой момент, но по какой-то счастливой случайности этого не случилось, и замок дошёл до наших дней в первозданном виде!

Апелласьон Сансер - очень известный винодельческий регион Франции и самый заменимый представитель вин региона Долина Луары (напряду с Пуйи-Фюме). Основной сорт винограда тут - савиньон блан.
Карта

Сам городок Сансер расположен на холме, а вокруг виноградники - вид потрясающий! Прикупив вина и сыра, мы устроили пикник прямо на крепостной стене=)

У нас не было времени забронировать экскурсию по винодельне, поэтому мы просто заехали на дегустацию практически в первую попавшуюся - Eric Louis.

Полюбовавшись Сансером, всплакнув над смешными ценами местных вин, мы погрузились обратно в машину и через каких-то 210 км уже были в Париже.


Нормандия неплохо известна рядовому туристу. Отличная инфраструктура, множество гостиниц разного уровня и великолепная кухня уже давно притягивают внимание потенциальных путешественников к этим местам на северо-востоке Франции.

В Живом Журнале можно найти множество репортажей о Нормандии, но при пристальном внимании можно разглядеть некоторую их однообразность. Профессиональные топовые блогеры ездят сюда на ежегодные дегустации сидра и кальвадоса, а простые смертные обычно посещают лишь несколько самых раскрученных мест этого региона. Но достаточно лишь слегка углубиться в карты и путеводители, чтобы понять сколько интересного здесь остается в стороне от этих стандартных маршрутов.

Возможно, именно поэтому во время очередной акции лоукостовых авиакомпаний из Вильнюса я сам для себя неожиданно купил два билета во французкий аэропорт Бове. Отсюда большинство приезжих направляются прямиком в Париж, до которого всего около ста километров, но до пляжей Нормандии из Бове добраться тоже совсем не сложно.

При планировании этого путешествия я допустил небольшую стратегическую ошибку. Дело в том, что наше путешествие должно было занять пять дней. Сначала я подумал, что от Бове совсем неподалёку находится интереснейший город Амьен, а оттуда не так уж и далеко до знаменитого порта Кале. Эти города уже принадлежат другим французким регионам Пикардии и Нор-Па-Де-Кале, но их посещение вполне вкладывалось в мой маршрут. Остальное время я решил посвятить исключительно Нормандии.
3.

В день я обычно закладываю проехать маршрут в 200-300 километров. По опыту знаю, что такое расстояние проезжается легко и без напрягов, а постоянная смена впечатлений гарантирует незабываемые впечатления. Всё бы было нормально, если бы в какой-то момент подготовки маршрута я не начал читать про ещё одну соседнюю с Нормандией французкую провинцию - Бретань. Это регион показался мне настолько интересным и самобытным, что я внезапно решил изменить своим принципам и на денёк заглянуть сюда.
4.

К сожалению, я не дооценил масштабов этого региона. Бретань на один день - это просто смешно! За тот день мы проехали почти 600 километров и увидели очень мало, зато сильно устали. Не повторяйте моих ошибок, если уж решите съездить в Бретань, посвятите этому краю минимум дней пять. В остальном наше путешествие шло, как по маслу.
5.

В Амьене мы искали следы великого писателя Жюля Верна, а в Кале посетили заброшенные гигантские бункера времён Второй Мировой Войны. Об этом будут отдельные репортажи.
6.

От Кале мы начали спускаться на юг вдоль линии побережья. Постепенно болотистые низины сменились скалами Алебастрового побережья. Эти места издавна считаются у французов курортными.
7.

Огромным удовольствием было заезжать в маленькие прибрежные городки, окружённые белыми скалистыми обрывами. Их здесь немало и далеко не все известны широкому кругу туристов. Фекан, Дьеп, Ле-Трепор, Аулт -о каждом из этих городков можно написать отдельный рассказ.
8.

Заезжали мы и в более раскрученные места, только вот большого удовольствия от прогулок у моря с толпами отдыхающих и долгими поиска места для парковки на забитых машинами улицах я не испытываю, поэтому такие места, как Этрета или Онфлёр мы постарались проскочить, как можно быстрее.
9.

Конечно, одной из главных целей моего путешествия по Нормандии было посещение мест высадки войск союзников во время Второй мировой войны. Легендарный день „Д“ произошёл ровно 70 лет назад, поэтому сейчас почти по всему региону очень активно подымается эта тема.
10.

По всему побережью открыто множество мемориалов, музеев, памятников. Многие гостиницы и рестораны специально на фасадах вывешивают американские и английские флаги, то ли в знак памяти, то ли приманивая потенциальных клиентов.
11.

Из огромного количества мест, которые в этом году открыты для посещения, я выбрал лишь несколько. Сказать откровенно, я всё своё путешествие мог бы посвятить этой теме, но не стоит забывать и о своей второй половине. Конечно же, конец июля отличное время для пляжного отдыха в Нормандии.
12.

Одни из самых длинных морских приливов и отливов создали здесь уникальные гигантские пляжи. В купе с летним солнцем, это идеальные места для отдыха и загара!
13.

С купанием же в море здесь не всё так просто. Кстати, местные жители вообще не любят водные процедуры. Утверждают, что море здесь холодное! Не были они у нас на Балтике!
14.

Я бы не вылазил из воды на нормандских пляжах, только вот тут мы столкнулись с другой проблемой. Здесь можно долго пытаться зайти в морскую воду, но даже на приличном расстоянии от берега во многих местах глубина всё равно будет максимум по колено.
15.

Найти приемлимый пляж с возможностью искупаться здесь было не так уж просто. У нас это случайно получилось лишь на третий день путешествия. Зато это место показалось нам идеальным. Мелкий песок по соседству с живописной скалой с маяком на верхушке, почти полное отсутствие людей и близость парковки - здесь мы почувствовали себя почти, как в раю. Координаты этого пляжа я просто так не выдам.
16.

При всей своей не любви к раскрученным достопримечательностям, иногда мне всё же не получается их избежать.
17.

Рискуя быть банальным, я всё же заехал в знаменитый город-остров Мон-Сен-Мишель. Видимо, после Парижа это самое посещаемое туристами место во Франции. Пытаясь не подвергать нашу психику дополнительным испытаниям, его мы посетили вечером, на закате солнца. Впечатления от той прогулки у меня остались немного сумбурными и с ними я поделюсь позже.
18.

Не смотря на вышеописанные трудности, в Бретани мы всё же увидели не так уж и мало. Старинный пиратский порт Сен-Мало, средневековый городок Динан и таинственный комплекс мегалитов в Карнаке стали нашими целями на предпоследний день в пути по Франции. Есть что вспомнить и чём рассказать.
19.

Последний день во Франции нас ждало возвращение в Бове. По дороге мы заехали столицу Нормандии город Руан, а также на пароме поплавали по знаменитой Сене.
20.

Эту реку, знакомую большинству из нас по Парижу, мы увидели в непривычном обрамлении высоких меловых скал. Места эти, не взирая на высокую степень заселённости, сохранили первозданную красоту и дикость.
21.

На этом наше несколько не стандартное путешествие по Нормандии закончилось. Мы так и не выпили ни капли местного сидра, не попробовали и хвалёного кальвадоса.
22.

Зато трезвость и чистота ума позволили нам увидеть этот регион во всей своей красоте и многогранности. К тому же карман наш материально тоже не сильно пострадал.
23.

Стоит сказать и несколько слов о погоде. Во многих сувенирных магазинчиках здесь я видел магнетики с изображением капель проливного дождя и надписью Нормандия. Погода нам благоволила и было хмуро лишь в первый день. Затем мы полностью успели насладиться ярким солнцем и летним зноем. Так что те магнетики мы не стали покупать в виду их ошибочности в нашем конкретном случае.

Наконец дошли у меня руки обобщить информацию по Нормандии - не лирическую часть, а более практическую. Надеюсь, что пригодится, если вы соберетесь, как мы, путешествовать по этим чудесным местам на автомобиле. Сразу оговорюсь, что все нижесказанное - это личный опыт, он не претендует ни на абсолютную полноту информации, ни на оптимальность маршрута (хотя маршрут нас в итоге очень устроил).

Где это?
Нормандия - это регион на северо-западе Франции. Делится на верхнюю Нормандию с центром в Руане (Rouen) и нижнюю - с центром в Кене (Caen). С юго-запада к нижней Нормандии примыкает Бретонь, которую мы тоже немного захватили в путешествии.

Зачем туда ехать?
Если вы уже побывали в Париже, Венеции, Барселоне и т.д., и вам хочется открывать новые места в Европе - обратите внимание на Нормандию. Вам гарантированы богатые визуальные впечатления (пейзажи, парки, архитектура, суровые северные пляжи), вкусовые удовольствия (сыр, сидр, морепродукты, и т.д.), исторические экскурсы (как в древнюю историю норманнов, так и в военные операции второй мировой войны - знаменитые пляжи "Дня Д"), и на удивление приятные местные жители. Они говорят на приличном английском и очень дружелюбны к туристам, но не навязчивы - идеальное сочетание!

Когда ехать?
Лучший сезон - примерно с апреля-мая по конец октября. С ноября многие достопримечательности и фермы для посещения закрываются (не сезон), да и погода становится мерзкой. Нормандия и так самый дождливый регион Франции (и они не устают на эту тему разнообразно шутить), а зимой дождь еще и холодный, а световой день короткий. Мы ездили в начале октября - было, мягко говоря, не жарко:))) но зато это уже не пиковый сезон лета, когда от туристов не протолкнуться - легко найти места для ночевки, нигде нет толп.

Идея и общее планирование маршрута
Не претендуя на абсолютную истину, расскажу только про наш мыслительный процесс. Мы изначально хотели на Джерси и Гернси , идея Нормандии родилась, как логическое к ним дополнение. Потом мы начали искать информацию, что есть интересного в Нормандии, отмечая города и пункты, где однозначно стоит побывать (у нас это оказались Руан , Живерни , пляжи высадки союзников (D-Day Beaches) , Мон-Сан-Мишель , дорога сыра и сидра) и те, в которых хорошо бы было побывать, если получится.

Исходя из этих прикидок, и не желая каждый день переезжать с места на место, мы решили, что забронируем гостиницы в трех опорных пунктах по несколько дней - Руан, Кен (вернее, городок под Кеном на одном из пляжей высадки), Сан-Мало - а в остальные точки будет ездить оттуда. В итоге, тактика себя вполне оправдала, хотя на месте оказалось, что вариантов жилья, в т.ч. недорогого, - великое множество (в том числе фермы и милые пансиончики, которых нет на международных сайтах бронирования). Так что можно и просто ехать, а ночевку искать по ходу дела, особенно не в "горячий сезон". Но мы в этом смысле параноики, планируем заранее:)

Мы прилетели в Париж днем (аэропорт Шарль-де-Голль), доехали на метро до вокзала Сан-Лазар и на поезде поехали в Руан.

  • Расписание поездов и заказ билетов на французские железные дороги . Имеет смысл заказывать ключевые билеты заранее, т.к. есть возможность заранее купить их по более дешевым ценам. Бронь распечатывается и обменивается на билет на вокзале в офисе SNCF (или в других пунктах - на брони все написано). Важно: не планируйте поездки на поезде "впритык" к важным стыковкам - во Франции забастовка - это норма жизни, вероятность опоздания поезда большая!
C утра в Руане мы взяли машину, на которой мы путешествовали следующую неделю. Машину мы брали в Argus Car Hire , но агентств много, искали просто в Гугле. Мы были ограничены несколькими параметрами - нам нужен был "автомат" за разумные деньги (если вы без проблем водите ручник - берите ручник, и выбор больше, и намного дешевле!), и мы хотели взять машину в Руане или в аэропорту Парижа, а сдать в Сан-Мало. В итоге, вариантов фирм у нас было немного:))) Досталась нам гибридная Toyota Auris, очень приятная машинка. Кстати, небольшой lifehack - взять машину ровно на неделю обходится намного-намного дешевле, чем на 8 дней, а иногда даже дешевле, чем на 6 дней!
  • Не забудьте перед поездкой сделать в ГАИ к своим правам международную "книжечку"! В русских правах есть проблема - хотя все данные вроде бы дублированы латиницей, но описания категорий сделаны только на русском, что дает право прокатной компании вам отказать (могут и не отказать, но зачем рисковать???). К израильским правам тоже рекомендуется получить международные (в МЕМСИ это делается за 5 минут и 15 шекелей) - какие-то там конвенции Израиль как-то криво подписал, поэтому лучше перестраховаться
  • И обязательно (!) возьмите с собой GPS-навигатор с обновленными картами! Если у вас нет - не пожалейте дополнительных денег (7-10 евро в день), возьмите его в аренду вместе с машиной. Без навигатора, даже с самой лучшей картой, вы себе в этом регионе истреплете все нервы и проведете кучу времени, блуждая! Да на бензин на эти блуждания вы потратите больше, чем на аренду навигатора!!!
Из Сан-Мало мы паромом поехали на Джерси, оттуда на Гернси, вернулись в Сан-Мало, и поездом в Париж.

Валюта
Евро, естественно. Всюду принимают карточки. Единственная сложность в смысле валюты, с которой мы столкнулись - очень сложно поменять наличные доллары (а у нас часть суммы в них была). Например, в Руане это даже в банках не делают, только в туристическом офисе в центре города.

Язык
Французский. Но в отличие от парижан, местные жители свободно переходят на английский и не морщатся, когда вы говорите на ломаном французском. Все-таки близость к Англии и историческое прошлое сказывается.

Еда
Франция вообще и Нормандия в частности - это кулинарный рай. Здесь действительно очень вкусно готовят, и еда тут - это не просто жизнеобеспечивающая необходимость, а отдельный опыт и удовольствие. Конечно, попробуйте местные сыры, груши (о, какие тут сочные груши!), сидр, поммо - смесь кальвадоса и сидра (а вот сам кальвадос - это табуретовка:))), выпечку, морепродукты (включая устрицы - для любителей).

Мы делали так - утром завтракали в гостинице или в близлежащей кофейне, обедали в ресторанчике, находя выгодный и вкусный formule - типа комплексный обед, на ужин покупали сыры, сидр, багет, яблоки-груши, колбасы или ветчины, и устраивали пикник. Можно и экономнее, но мы решили, что нам удовольствие приоритетнее. Личная рекомендация - ресторан L"Orbecquoise в маленьком городке Orbec близ Лизье.

Дела автомобильные
Платные дороги - во Франции их куча! Обычно это автобаны и крупные дороги, связывающие регионы страны, а также мосты (самый знаменитый - мост Нормандия). Стоимость - от 2 до 6 евро, на каждой дороге своя. Оплата на чекпойнтах (иногда на въезде, иногда на выезде, иногда и там, и там - сохраняйте чеки, чтобы выехать!), на дороге есть знаки, предупреждающие, что трасса платная. Лучше всего для оплаты возить с собой мелочь, хотя купюры и карточки тоже принимают (карточки - не все, нужен какой-то специфический чип). У платной дороги всегда или почти всегда есть бесплатная альтернатива (можно настроить GPS, чтобы он их объезжал) - это, как правило, дольше, но зато намного живописнее.
Cкоростные ограничения - город 50 км/ч, загород 90, трасса - 110, автобан - 130. Везде камеры!!!
Бензин - достаточно дорогой и цены не него не регулируются, т.е. разные на разных заправках (даже на заправках одной фирмы могут отличаться цены!). Поэтому стоит приглядываться, где дешевле.
Парковки - в небольших городах обычно бесплатные, в центре и крупных городах могут быть платные зоны с платежным автоматом (помечены цветом) или платные парковки. В целом, проблем с парковкой не было, за исключением центра Руана.

Тактическое планирование
У нас был изначально примерный план, что мы в какой день собираемся делать, но, естественно, он корректировался по ходу. Для планирования мы использовали путеводитель Rough Guide по Нормандии и Бретони . Также мы активно пользовались местными туристическими центрами - они в Нормандии в каждой деревне есть!!! - не стоит их игнорировать, там вам расскажут о текущих мероприятиях, дадут всякую полезную макулатуру и карты, порекомендуют место, где поесть или остановиться на ночь. Выясните даты фестивалей и расписание фермерских рынков в разных городах - и то, и другое стоит посещения.

  • Обращайте внимание на режимы работы музеев, ферм и прочих достопримечательностей, чтобы не наткнуться на закрытую дверь. Расписание может быть довольно экзотическим - сырная ферма может закрываться на "обеденный перерыв" с 12 до 14, а музей не работать по средам и пятницам.
Наши гостиницы
Hotel Stars Rouen - базовый отель в "морском стиле". Нормальное место для ночевки, очень разумная цена, бесплатная стоянка и удобный выезд на A13 - основную трассу из Руана. Удобен, только если Руан не основная цель поездки, и есть машина, т.к. не в центре города.
Hotel Le Canada, Hermanville-sur-mer - отель в маленьком приморском городе недалеко от Кена и Байе, в классическом нормандском фахверковом здании, вкусный завтрак, красивые комнаты. Недостаток - in the middle of nowhere, ближайшее кафе, например, - в паре километров:))
Éthic étapes Patrick Varangot, Saint-Malo - большой хостел с массой разных фишек и возможностей (общая комната, прокат велосипедов, разные мероприятия для гостей). Недостаток - очень спартанские комнаты (хотя новые и чистые), даже мыла не положат:))

Виза
Обычный шенген. Если честно, нам было муторно показывать в посольстве все наши перемещения (тем более, они к тому моменту еще были в стадии планирования), поэтому я забронировала на