Познавательно

Александринский (Нескучный) дворец.  Александровский дворец в Царском Селе

В процессе воскресного похода по непарадному Пушкину посетил наконец Александровский дворец .
В 2004 году я туда не пошёл, маловат был массив восстановленного, но в этот раз решил смотреть: реставраторы продвинулись в своей работе. Надо сказать, не пожалел: в историческом (не архитектурном) плане Александровский дворец, безусловно, гораздо интереснее всемирно раскрученного и облепленного туристами Екатерининского.

Аура у этого дворца, конечно, весьма мутная и разительно отличается от «Коттеджа» в Александрии, да и от других императорских резиденций. Оно и понятно: здесь частенько во время своего царствования проживал Николай II с императрицей Аликс и детьми, а с лета 1905 года – практически постоянно, дворец был как частная семейная резиденция. Тут ошивался «великий старец» Гриша Распутин, тут под домашним арестом со 2 марта 1917-го сидела семья гражданина Николая Романова, в полном составе, а 1 августа 1917-го они отсюда же поехали в Тобольск, чтобы затем сгинуть в Екатеринбурге. Здесь же во время немецкой оккупации размещался германский штаб и управление гестапо (в разных флигелях), а между ними помещалось воинское кладбище Waffen-SS. Во время освобождения в 1944 г. дворец был в сравнительно неплохом (относительно других пригородных дворцов) состоянии, но внутри был совершенно разграблен.
*Да, хочу заранее предупредить, что пост получился довольно большой.

Давайте пройдём через ворота резиденции и зайдём на территорию парка.

На заглавном фото изображён левый флигель, где сейчас устроен музей, а это – центральная колоннада.


Стиль классицизм легко узнаётся, а вот немного подробнее о создателях:
Он был заложен в 1792 году по распоряжению императрицы Екатерины II и преподнесен в дар к бракосочетанию её первого любимого внука, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной. В мае 1796 года, в последний год правления императрицы Екатерины II, постройка дворца была закончена, и 12 июня 1796 года великий князь Александр Павлович со своей супругой въехал в Новый дворец.
Выдающийся памятник мировой архитектуры, истинный шедевр русского классицизма был спроектирован архитектором Дж. Кваренги и возводился под надзором И. В. Неелова.

Пандус у левого флигеля.

По центру колоннады установлены два памятника, на фото – один из них (они неплохо отреставрированы, раньше имели весьма жалкий вид).

В 1838 году перед фасадом установили бронзовые статуи: "Парень, играющий в бабки" работы Н. С. Пименова и "Парень, играющий в свайку" работы А. В. Логановского. Эти статуи увидел на выставке академии художеств в Санкт-Петербурге в 1836 году А. С. Пушкин и приветствовал их четверостишиями, впоследствии запечатленными на постаментах скульптур.

Внутри колоннады. Кстати, тот факт, что дворец обращен фасадом строго на север, создаёт интересный эффект в течение большей части дня (если есть солнце): колонны как бы «подсвечиваются» солнечным светом.

Около левого пандуса когда-то в промежутке между 2004 и 2008 поставлен вот такой знак.

Ещё вид на колоннаду.

Правый флигель пока в ожидании реставрации, прежних арендаторов не так давно выселили. А пространство между двумя крыльями дворца – то, что вы видите – было немецким воинским кладбищем в 1941 – 1943 гг.

Вот примерно так.

Напротив дворца – парковый пруд.


Ещё снимки самого дворца и , а мы пойдем внутрь.

Дворец имел все 22 года правления Николая II (1895 – 1917) статус частной резиденции императорской семьи. Но я был очень удивлен, признаться, зайдя внутрь и увидев, что дворец имеет анфиладную систему , как встарь, и большие вертикальные размеры. То есть совсем не «жилую» систему – такое, конечно, было неудивительно в XVIII веке, но в начале XX века повседневно жить в анфиладах?
Странно, что они предпочли постоянно гнездиться тут, а не в уютном и закрытом от посторонних глаз дворце «Коттедж» в Александрии (который спроектирован и психологически воспринимается, как частный уютный особняк, а не как помпезный дворец). И ещё: я уловил явственную тенденцию к возрастанию роскоши, от времён Николая I к Николаю II (судя по выставленным фотографиям интерьеров и по реконструкции зала для отдыха).

Люстра одного из залов.

Сама выставка называется «Воспоминание об Александровском дворце». То есть она не претендует на полную реконструкцию – что неудивительно, т.к. из 40 тыс.ед. хранения уцелело около 6 тыс. (то, что успели спасти в июле 1941-го – ведь предпочтение в процессе эвакуации отдавали сокровищам соседнего Екатерининского дворца). Но подлинных предметов интерьера (мебель, вазы, фарфор, часы, мундиры, одежда царской семьи, а также куклы и игрушки детей) выставлено, по счастию, немало.

Реконструкция семейной спальни Николая II и Аликс. Кровати стоят у стен напротив друг друга – т.е. тут не было распространённой ранее модели планировки комнат «половина царя, половина царицы». Они ночевали в одной комнате - если я верно понял экскурсовода. Иконы в комплексе для спальни подбирала Аликс, но тут выставлено менее четверти подлинных – остальные в течение пертрубаций XX века «приватизировали» другие музеи Ленинграда и Москвы.


Музей пошёл по оригинальному пути: на стенах помещены большие фотографии «того, что было», в комплексе, а в самих залах выставлены лишь сохранившиеся после всех пертрубаций и войн предметы интерьера семьи Романовых и приблизительно воссоздано расположение (с разной степенью приближения к реальности).

Сиреневая гостиная императрицы (соседняя со спальней).

Ещё часть оформления Сиреневой гостиной.

Сиреневая гостиная. Фотографии у окна.

Палисандровая гостиная А.Ф. (пишу по памяти, если я верно соблюдаю последовательность).

Следуюший зал – Кленовая гостиная (опять же, по памяти). Она не воссоздана: тут сейчас лишняя послевоенная перегородка, так что это только фрагмент с подлинными предметами интерьера. Как видите по фото, оформление в стиле модерн. Неудивительно, это же самый расцвет belle Époque. Эта комната также «знаменита» тем, что в ней императрица, по обыкновению, общалась с «великим старцем» Григорием.

«Великий старец» с семьей Романовых в Александровском дворце. 1911 г.

Еще предметы оформления этой комнаты.

Совы – символ эпохи модерна. И полупрозрачный витраж хорош!

А посередине всего этого – шкура белого медведя.

Справа на стене висит картина кисти Айвазовского (как и в «Коттедже»).

Комната двух (или какой-то одной? - не уверен) великих княжен. С фотографией цесаревича и его мундирами за стеклом.

Кукла ручной работы (принадлежала великой княжне Татьяне Николаевне).

Парадный («Концертный») зал в угловой части дворца.

Весьма символично, что у последних Романовых в парадном зале висел гобелен с изображением предреволюционной французской королевы Марии-Антуанетты, которая кончила плахой у якобинцев. Мда.

Наиболее полно воссозданный зал дворца находится за концертным, если двигаться по часовой стрелке – Новый кабинет Государя.
Вот что про него пишут :
В Новом кабинете Александровского дворца при Николае II проходили заседания Совета министров, представлялись депутации и комиссии. Здесь император играл в бильярд с великими князьями и офицерами свиты. Антресоль с колоннами полированного мрамора соединялась переходом над коридором с Кленовой гостиной императрицы; Александра Федоровна могла тайно присутствовать при совещаниях Николая II, находясь на антресоли.

Оформление стен и оконных проёмов Нового Кабинета.

Та самая «Антресоль» в стиле модерн, вызывавшая негодование некоторых посвященных в детали деятелей.

Один из залов в анфиладе после Нового Кабинета включает в себя большое зеркало в стиле модерн и портреты Государя и Государыни. Всё вместе не получилось снять, вот вам портрет Аликс.
Оценивать её тут не буду, скажу лишь, что так восстановить против себя почти все слои тогдашнего общества, от лощёных профессоров до солдат и крестьян, за годы царствования Николая II – это ещё суметь надо. Думаю, это неприятие было покруче неприятия советскими гражданами Раисы Максимовны. Впрочем, ладно, Бог им обоим судья теперь. В российской истории они несомненно остались.

Рабочий Кабинет Николая II. Воссоздан большей частью.

А это его вид в 1944 г., после вынужденного сьезда из дворца немецкого штаба.

Тужурка Николая II, которую он использовал во время Мировой войны.

Интересно отношение большевистского правительства (Совнаркома) к Александровскому дворцу и его фондам по горячим следам революции:
23 июня 1918 года [ещё за месяц до расстрела царской семьи] Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. Экспозиция включала исторические интерьеры на первом этаже центральной части и жилые апартаменты семьи Романовых - в левом флигеле дворца.
Т.е. дворец при Советах стал нести практически сразу важную пропагандистскую функцию – показать в реале бывшим угнетённым массам, как конкретно жили царь и царица ; все личные вещи, украшения, посуда, предметы интерьера, мундиры разных стран были собраны и тщательно проинвентаризированы. До середины 1941 г. все интерьеры левого флигеля (1-й этаж, личные покои) и большинство вещей были доступны для обозрения, и это положение вещей прервала только война.
Позднее в правом флигеле разместился дом отдыха сотрудников НКВД; на втором этаже левого флигеля на месте закрытых комнат детей Николая II - детский дом имени Юных Коммунаров. После войны была предпринята и серьёзная попытка реставрации довоенной экспозиции (1947-1951 гг.), но по непонятным причинам она была приостановлена, и за два года до смерти Сталина дворец отдали Военно-Морскому министерству.

Кое-что в этот пост не влезло (интересные артефакты, мундиры императора и цесаревича), так что я сделаю 2-ю часть, куда войдут заслуживающие внимания остатки моего похода по дворцу. Тётеньки-смотрительницы после экскурсии любезно разрешили пройти ещё один, самостоятельный круг по всем залам и можно было спокойно рассмотреть детали. Еще в одной из комнат есть выставка документов, связанных с высылкой и контролем за бывшей царской семьёй, но тут этой темы сознательно не касаюсь – а то набегут оккультисты, масоноведы и конспирологи, а я эксплуатацию этой темы подобным образом не очень-то уважаю. Если же будут уточнения или ссылки на интересные фото по теме – пишите в комментах.

Окончание следует.

Внимание!
Репосты с полной трансляцией поста в сторонние ресурсы без согласования со мной не разрешаются .
При желании осуществлять трансляцию -

Объект культурного наследия федерального значения «Дворец Александровский (со статуями)» площадью 12420,3 кв.м., кадастровый номер 78:42:18124:0:77, по адресу: Санкт-Петербург, г. Пушкин, ул. Дворцовая, д. 2, лит. А (пейзажная часть парка), входящий в состав объекта культурного наследия федерального значения «Александровский парк». (Фотография с сайта tsarselo.ru)

Александровский дворец представляет собой двухэтажное, П-образное в плане, здание на подвалах с открытой колоннадой в центре парадного двора, с ризалитом с полукруглым выступом по оси садового фасада, обращенного к Крестовому каналу.

Дворец был построен в 1792-1796 гг. по проекту арх. Д. Кваренги в царствование Екатерины II и предназначался для великого князя Александра Павловича, внука императрицы. Позднее эта летняя резиденция была самой любимой у императора Николая I. Здесь же воспитывались и провели юность Александр II и Александр III. Впоследствии дворцу было суждено стать местом появления на свет Николая II. В 1918 г. дворец стал местом заточения царской семьи, отсюда ее вывезли в г. Тобольск.

В течение истории существования дворца неоднократно менялись его владельцы, в связи с чем изменялись интерьеры дворца. Наиболее часто подвергались перестройкам и изменениям западный и восточный флигели, предназначавшиеся для свиты и временного пребывания членов императорской фамилии.

Строительство дворца началось в 1792 году.

К 1800 г. общестроительные работы и наружная отделка дворца были закончены.

В 1808 г. были завершены отделочные работы и оформление интерьеров под руководством архитектора Л. Руска, дворец по описи был сдан в Царскосельское Дворцовое правление.

В 1826-1827 гг. уже для нового владельца – Николая I – заново была произведена отделка интерьеров западного крыла по проекту архитектора В.П. Стасова.

В 1842-1843 гг. под парадными залами дворца, в подвалах, установлены пневматические печи по системе генерал-майора Амосова. Одновременно с этим впервые во дворце окна оснащаются двойными рамами (зимними и летними) с закладными коробками.

В 1843 г. дворец получил название Александровского в память о первом владельце – Александре I.


Кабинет Николая I (Э.П. Гау, 1860-е). Изображение с сайта tsarselo.ru

В 1843-1846 гг. во дворце выполнены ремонтные работы с реконструкцией под руководством Д.Е. Ефимова. В восточной части дворца над большой галереей с хорами, в которой размещалась дворцовая библиотека, под надзором архитектора К.И. Росси было устроено новое перекрытие на кованых железных балках (высотой ≈70 см) с заполнением из пустотелых керамических «горшков», и в образовавшемся втором этаже были устроены жилые комнаты для фрейлин. Перегородки между комнатами также были выполнены с применением керамических пустотелых элементов.

В целях экономии средств, своды парадных залов, ранее декорированные живописными тягами, были закрашены белой краской. В парадных залах, велись работы (до 1846 г.) по реставрации искусственного мрамора, покрывающего стены.

После воцарения Александра II (в 1855 г.) во время проведения очередного косметического ремонта помещений дворца, в целях экономии, искусственный мрамор стен парадных залов был закрашен клеевой краской, за исключением колонн. В то же время были восстановлены росписи сводов тушеванными тягами.

В 1895-1898 гг. устроен тоннель с кирпичным сводчатым перекрытием, соединяющий цокольный этаж дворца и Кухонный корпус дворца (хорошо сохранился до настоящего времени). Концертный зал в восточном крыле был перестроен под апартаменты императора Николая II, Александры Федоровны, второй этаж отвели для «детской половины». Перестройку Концертного зала осуществил арх. Р.Ф. Мельцер. Вместо прежнего интерьера появилась новая анфилада в стиле модерн: Кленовая гостиная императрицы и Парадный кабинет императора, Палисандровая и Сиреневая гостиные, Парадный кабинет и Приемная Николая II. Дубовые панели, люстра темной кованой бронзы в «русском стиле», мебель Приемной были выполнены на фабрике Ф.Ф. Мельцера.


Кленовая гостиная Александры Федоровны. Изображение с сайта tsarselo.ru

В процессе переделки интерьеров было произведено укрепление перекрытий между 1 и 2 этажами под руководством архитектора Данини. Для этого между деревянными балками были заведены железные двутавровые. Над угловой гостиной оказалось невозможным провести такое усиление, поэтому деревянные балки укрепили дощатыми шпренгелями на металлических креплениях. При этих работах существующая штукатурка потолков была сохранена, для чего специально укреплена приклеиванием холста. Можно сказать, что эти мероприятия свидетельствуют о консервативном подходе владельцев дворца и авторов проекта к объекту реконструкции.

После национализации дворца в 1918 г. помещения Александровского дворца приспособили под музейную экспозицию.

В 1933-1935 гг. был выполнен ремонт с частичной заменой конструкций западного флигеля, детской половины центрального корпуса и приспособление их для размещения Детского дома, Дома отдыха (Правый флигель) с рестораном (3-й подъезд). Было выполнено соответствующее переоформление интерьеров.

Во время Великой Отечественной войны дворец пострадал от разрывов бомб и попаданий артиллерийских снарядов.

Взрывом бомбы был разрушен 3-й подъезд, смещены 3 колонны. Вследствие взрыва, повредившего Угловую гостиную, пострадали своды подвала и чердачное перекрытие с подвесным сводчатым потолком. В результате пожара полностью выгорела отделка Сиреневого кабинета.

Кровля и стропильная система повреждены множественными попаданиями артснарядов. Паркетные полы 2 этажа покороблены в результате протекания кровли. В западном крыле полы помещений 1 этажа полностью утрачены. Утрачена часть оконных переплетов и часть внутренних дверей. Убранство каминов в виде мраморных плит, скульптур большей частью испорчено, разрушено. Внутренняя отделка стен частично сохранилась, хотя обивка тканями утрачена. Сохранилась и значительная часть обшивки панелями красного дерева стен и потолков в Парадном кабинете Николая II, отделка в стиле «модерн» помещений восточной половины, камины в Круглом зале.

В послевоенное время, в 1946 г., дворец передали в ведение Академии наук для размещения коллекций Пушкинского дома и экспозиции Всесоюзного музея А.С. Пушкина. В «Ленпроекте» началось составление проекта ремонта и реставрации здания дворца под руководством арх. Л.М. Безверхнего.

В процессе работ, так называемой «реставрации» по проекту Л.М. Безверхнего, проведенной в 1946-1951 гг., были уничтожены сохранившиеся после немецко-фашистской оккупации элементы декора в стиле модерн в апартаментах Александры Федоровны (1-й этаж восточного флигеля). В соответствии с принятой концепцией реставрации, частично была воссоздана «стасовская» декоративная отделка интерьеров.

Реставрация не была завершена, т.к. в августе 1951 г. дворец передали Военно-морскому ведомству, в нем разместили научно-исследовательский институт. Работы заканчивали курсанты. Были выполнены только ремонт кровли и реставрация фасадов. Отреставрированные камины закрыли футлярами, многие проемы заложили, декор помещений закрыли временными перегородками. В некоторых помещениях устроили фальшполы для установки мощного оборудования. Живопись закрасили белой краской.

В 1991 г. Государственная инспекция по охране памятников предложила концепцию музеефикации дворца, обоснованием которой явилась высокая оценка интерьеров сооружения, не утративших мемориальное значение и сохранивших исторический облик, а также возможность создания музейной экспозиции на основе подлинных предметов из коллекции Александровского дворца.


Полукруглый зал. Фотография с сайта tsarselo.ru

В 1997 г. выполнен косметический ремонт Левого (восточного) флигеля, в помещениях которого разместилась первая временная выставка «Воспоминания в Александровском дворце», рассказывающая о жизни царской семьи и представляющая сохранившиеся предметы интерьера, одежду и личные вещи императора и членов его семьи. В середине 2009 г. Министерство Обороны полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 г., в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала центральной части дворца – Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная.

После передачи дворца во владение ФГБУК «Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый Музей-заповедник «Царское село» для музейного использования казалось, что наконец-то памятник истории и архитектуры обрел заботливого и внимательного пользователя, и сохранность уникального объекта будет обеспечена на достойном уровне… Но, к величайшему сожалению, реальность оказалась иной, чем ожидания.

В 2010-2011 гг. ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» под руководством Никиты Явейна на основании задания пользователя-заказчика ГМЗ «Царское Село» и в соответствии с АРЗ КГИОП, был разработан «Проект реконструкции, реставрации, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования». Проект был утвержден КГИОП.

Здесь начинается очередной этап значительных утрат памятника, уже пострадавшего в период революционных перестроек, во время немецко-фашисткой оккупации, варварской «реставрации» в послевоенные годы. Предполагаемые работы, в соответствии с проектом, должны охватить весь объем дворца – от подвалов до крыши, за исключением трех парадных залов, открытых после реставрации в 2010 г.

Судя по размаху и свободе применяемых приемов и средств для решения поставленных задач, авторы проекта изначально отнеслись к Александровскому дворцу как к расходному материалу для удовлетворения своих творческих амбиций, а вовсе не как к объекту культурного наследия федерального значения, ценность которого – в его подлинности. Свидетельствует об этом и отсутствие предварительных исследований, как натурных, так и историко-архивных в необходимом и достаточном объеме, и отсутствие обоснований принимаемых проектных решений, необходимых для процесса научной реставрации.

1 этап производства работ – разрешение КГИОП № 5-870/14, выдано в конце 2014 г.; в составе прочих работ – углубление подвалов.

Существующие подвалы дворца, построенные Дж. Кваренги в конце 18 века, на валунных фундаментах, перекрытые системой коренных кирпичных сводов, опирающихся на капитальные стены и массивные столбы, использовались прежде для инженерных коммуникаций и хранилищ. К несчастью, они оказались несоответствующими по высоте современными строительным нормам и правилам. Результат печальный для памятника – авторами (ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» под руководством Н.И.Явейна) принимается решение, видимо, для «улучшения» замысла Кваренги – о заглублении имеющихся подвалов на 0.75–0,9 м, для чего необходимо частичное или полное (под опорными столбами) уничтожение исторических валунно-бутовых фундаментов, построенных в 1792 г., замена их современными железобетонными конструкциями.


Александровский дворец. Подвальный этаж. «Реставрационные работы». На фото: процесс демонтажа исторического валунного фундамента опоры сводчатого перекрытия. Подвал заглублен. Фото Декабрь 2014г.

Способ решения задачи углубления подвалов Александровского дворца просто шокирует. Для углубления подвала и увеличения полезной площади требуется демонтаж валунного фундамента всех опорных столбов, каждый из которых является опорой четырех кирпичных сводов.


Валунные фундаменты и опоры кирпичных сводов XVIII в. уничтожены — своды перекрытия подвала подвешены на временных металлических конструкциях, устроена железобетонная плита под новый железо-бетонный фундамент. Фото Декабрь 2014г.

С этой целью устраивается сложная временная конструкция, на которой в подвешенном состоянии находятся кирпичные своды в то время, как уничтожается исторический валунный фундамент и сооружается новый, железобетонный, занимающий меньшую площадь.


Выступающая часть валунного фундамента XVIII в. срублена в процессе работ по углублению подвала в соответствии с проектом «реставрации». Фото декабрь 2014г.

При этом – полное безразличие (или одобрение?) КГИОП. Очевидна и немалая сметная стоимость выполнения таких технически сложных работ, то есть разорение памятника архитектуры еще и сто ит весьма и весьма недешево!

Процесс работ по углублению подвалов дворца: демонтаж исторических фундаментов и устройство нового железобетонного фундамента. На фото: сохранившийся фрагмент исторического валунного фундамента XVIII в. (в центре), справа и слева от него — исторический фундамент срублен, устроена новая опалубка. Фото декабрь 2014г.

Тот факт, что историко-культурную и музейную ценность представляют собой не только живопись, мрамор и позолота дворца, но также и стены, своды, фундаменты и другие элементы конструкций, как подлинные, восходящие к началу создания объекта культурного наследия, ни авторов проекта, ни руководство ГМЗ «Царское село» не останавливает: впереди очень важная ЦЕЛЬ – увеличение полезной площади здания дворца, недостаточной, с точки зрения пользователя, для музейного использования.

Впрочем, уничтожение исторических фундаментов Александровского дворца – это только начало на пути его «переоснащения и приспособления для музейного использования».

При наличии в двухэтажном здании восьми (!!) исторических междуэтажных лестниц, авторы предусматривают в проекте устройство еще двух, новых, лестничных клеток с лифтовым оборудованием. Для воплощения этой «творческой» идеи авторами проекта предусмотрено уничтожение части исторических перекрытий, в том числе: подвальных – кирпичных сводов ХVIII в., и части плоских перекрытий по металлическим балкам.

Нажмите изображение, чтобы увеличить

Предлагаемые к уничтожению кирпичные своды исключаются из Предмета охраны Памятника отдельным актом от 27.05.2011 г. по результатам специально проведенной для этого историко-культурной экспертизы с формулировкой: «как типовые, не являющиеся уникальными, и поэтому не представляющими историко-культурной ценности»!

Александровский дворец в процессе работ «по сохранению объекта культурного наследия». Выполнены подготовительные работы для устройства шахты лифта в восточном ризалите: разобрано перекрытие между подвалом и 1 этажом — уничтожены четыре крестовых свода перекрытия подвала и опорный столб, включая его валунный фундамент, построенные в конце XVIII в. На фото: вид из помещения в уровне подвала — видны дверь и оконный проем помещения 1 этажа. На стенах подвала видны следы срубленных коренных кирпичных сводов перекрытия. В центре помещения устроен кессон для шахты лифта. Фото декабрь 2014 г.

Вместе с тем, имеются сведения о существовании лифтового оборудования в Александровском дворце в ХIХ в. Г.В. Семенова указывает в исторической справке, находящейся в архиве КГИОП: «Первая гидравлическая подъемная машина установлена во дворце в 1899 г. для связи императрицы с детской половиной». И далее: «Позднее в правом крыле устроен электрическом подъемник для престарелой фрейлины Орбелиани, разбитой параличом и доживавшей свои дни во дворце». Используя методы научной реставрации: имея исторические сведения, выполнив дополнительные натурные исследованиями – можно было бы решить вопросы организации коммуникации (в том числе обеспечение доступности для маломобильных групп населения) без ущерба для памятника, но, очевидно, «научная реставрация» несовместима с широтой амбиций и творческого размаха «зодчих» «Архитектурного бюро «Студия 44».

Кроме того, в соответствии с утвержденным проектом в кирпичных капитальных стенах прорубаются новые дверные проемы, там, где их никогда не было, при этом частично нарушается анфиладная система планировки дворца.

Значительные, хотя и локальные участки кирпичной кладки стен ХVIII в. уничтожены прокладкой множества каналов для инженерных коммуникаций, что делается с легкостью, учитывая современные технические возможности.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Множественные утраты исторической кирпичной кладки стен – вырублены каналы для прокладки коммуникаций

При этом полностью игнорируются сохранившиеся во дворце исторические элементы инженерных систем: вентиляционные, отопительные каналы, в том числе выполненные из глазурованных керамических изразцов: горизонтальные (проложенные под полами помещений 1 этажа) и вертикальные (в кирпичных стенах), которые, можно сказать, варварски уничтожаются прокладкой новых каналов в «процессе переоснащения».


Александровский дворец. Восточное крыло. Помещение на 1 этаже. На фото – система подпольных каналов амосовского отопления — открыта после демонтажа конструкций пола.


Очевидно, причина этих утрат заключается либо в отсутствии предпроектных исследований, как натурных, так и архивных, либо в отсутствии понимания их ценности как части ОКН.

Проектом также предусмотрен полный демонтаж существующих перегородок в помещениях и замена их новыми, кирпичными (план демонтажа см. выше). На плане 2 этажа видно, что демонтажу подлежат в том числе уникальные исторические конструкции, возведенные в ходе реконструкции 1843-1846 гг. под надзором Карла Росси. В материалах натурных исследований и обмеров 1947г., имеющихся в архиве КГИОП, подтверждено наличие перекрытия и перегородок с применением керамических пустотелых элементов, но не уточнено их местоположение. Тем не менее, по «Проекту реконструкции, реставрации технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования», все перегородки на втором этаже должны быть демонтированы и заменены новыми кирпичными. В результате в процессе выполнения работ «по сохранению объекта культурного наследия» часть уникальных исторических конструкций 1843-1846гг. была утрачена.



В проекте принято решение о полной замене столярных заполнений оконных проемов 1, 2 этажей, цокольного этажей, новыми, дубовыми (при этом отсутствуют научные обоснования принимаемых проектных решений).

Не было проведено анализа с выполнением дефектных ведомостей сохранившихся дверей – видимо, изначально авторами было принято за основу мнение, что все, что сохранилось в Александровском дворце, имеет отношение к советскому периоду и послевоенной реставрации дворца и не подлежит сохранению. На самом деле это не так – до начала «переоснащения и приспособления» частично сохранялись исторические филенчатые двери с латунной фурнитурой (петли, врезные шпингалеты), подтверждение этому имеется и в архивных данных КГИОП, но очевидно, изначально понятие «научная реставрация» не обременяло в работе авторов проекта. Еще одно подтверждение этому: на 2 этаже восточного флигеля, в перекрытии над коридором, до начала реставрационных работ существовали исторические конструкции зенитного фонаря и заполнение зенитного фонаря – деревянная рама с мелкой расстекловкой.

Восточное крыло. Коридор 2 этажа до начала производства «работ по сохранению объекта культурного наследия» (фото декабрь 2014г.). В центре потолка – сохранившийся световой фонарь: деревянные рамы, переплеты, остекление.

Без каких-либо дополнительных исследований и обоснований – исторические конструкции уничтожены, на их месте в перекрытии устроена вентиляционная камера в соответствии с проектом «Студия 44».

Восточное крыло. Коридор 2 этажа в процессе производства «работ по сохранению объекта культурного наследия» (фото апрель 2017 г.). В центре потолка – на месте существовавшего исторического светового фонаря установлено вентиляционное оборудование.

Можно еще упомянуть обо всех перебитых кирпичных перемычках оконных и дверных проемов, о полностью снесенных исторических конструкциях полов, хотя исторические деревянные балки внушительного сечения, по которым были устроены полы помещений 1 этажа, можно было бы сохранить, если бы целью были работы по сохранению объекта, как это было заявлено в «Разрешении на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия», выданном КГИОП.

в результате работ, выполненных на основании задания и разрешения КГИОП, в соответствии «Проектом реконструкции реставрации, технического переоснащения и приспособления Александровского дворца для музейного использования», разработанным по заданию пользователя – ГМЗ «Царское Село» специалистами ООО «Архитектурное бюро «Студия 44» (руководитель Явейн Н.И.) объекту культурного наследия федерального значения «Александровский дворец» был нанесен значительный ущерб, в результате переоснащения и приспособления здания дворца для музейного использования уничтожены подлинные исторические конструкции, материалы XVIII-XIX вв.

Очевидно, широта и размах авторских решений по реконструкции и приспособлению Александровского дворца для музейного использования – следствие несоразмерных амбиций и непонимания значимости объекта культурного наследия и самой сути объекта культурного наследия, определяемой подлинностью не только его декоративно-художественной отделки, предметов декоративно-прикладного искусства, но в том числе исторических конструкций и материалов, технологических приемов. Отсутствие внимательного изучения истории ОКН и натурных исследований, а также обоснований принятых решений, привело в итоге к невосполнимым утратам частей и элементов ОКН, его невозвратным изменениям.

Помещение цокольного этажа в восточном ризалите. Сводчатое перекрытие помещения цокольного этажа уничтожено: на кирпичной кладке стен видны следы срубленных коренных кирпичных сводов. Выполнено заглубление подвала.

Особенно удручает роль пользователя, коим является «Государственный музей-заповедник «Царское Село», в произошедшем акте вандализма и, конечно, позиция КГИОП.

Парадокс случившегося состоит в том, что это произошедшее вандальное, варварское вмешательство было осуществлено с соблюдением (на первый взгляд!) всех формальных требований, под надзором и контролем специалистов и руководства КГИОП и пользователя в лице руководства ГМЗ «Царское село», который также участвовал и в разработке и утверждении задания на проектирование, и в согласовании проекта.

Возникает вопрос: кто ответит за ущерб, нанесенный ОКН федерального значения «Александровский дворец», являющемуся достоянием всех и каждого из нас? Понятно, что уже не вернуть утраченного, однако для сохранения памятников, которым, возможно, еще предстоят подобные «работы по сохранению ОКН», важно произвести анализ и сделать необходимые выводы с целью исключить повторения случившегося с Александровским дворцом.


. Цокольный этаж. Для устройства проема разобрана историческая кирпичная кладка.

Если законы и нормы предписывают сохранение ОКН, а по сути происходит нечто совсем противоположное, то очевидно – сбой и отклонение от цели лежит в области «человеческого фактора». В ситуации с Александровским дворцом – очевидно, директор ГМЗ О.В. Таратынова и руководитель «Студия 44» Н.И. Явейн в недалеком прошлом занимали высокие должности в комитете по охране памятников, и как лица, безусловно, до сих пор обладающие определенным авторитетом в КГИОП, несомненно использовали свое влияние при согласовании проектной документации, начиная с концепции и до производства работ.

Следует обратить внимание еще и на тот факт, что Н.И. Явейн, кроме прочего, входит в состав Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга, это безусловно является дополнительным рычагом воздействия при продвижении и утверждении проектов ООО «Архитектурное бюро «Студия 44». Очевидно, каждая из сторон использовала реставрацию «Александровского дворца» в своих интересах, но не в целях максимального сохранения ОКН.

Возникает вопрос: возможно, пользователь и проектировщик не понимают ценности подлинности памятника как основополагающего фактора в процессе реставрации? Тогда это говорит о недостаточном уровне компетенции и профессионализма. А возможно и другое – пользователь и проектировщик, понимая ценность уничтожаемых частей и элементов памятника, все же идут на компромисс (кто-то из-за выгодного престижного заказа и амбиций, кто-то из-за увеличения площади и увеличения прибылей)? Тогда этому тоже есть название – вандализм.

Помещения на 1 этаже. Хорошо сохранившиеся, находящиеся в рабочем состоянии кирпичные перемычки оконных проемов перебиты металлическими балками в местах опирания. (фото апрель 2017 г.)

Отдельно высвечивается роль КГИОП: готовность его специалистов и руководства утверждать сомнительные акты «специальных» экспертиз, проектную документацию, решения в которой не обоснованы, выдавать разрешение на «работы по сохранению», на основании которых происходят невосполнимые утраты памятника. Причина тому очевидна – формальный, индифферентный подход к объектам культурного наследия. Работа в КГИОП теперь построена так, что главное – не принципы сохранения ОКН, а исполнительность в подчинении начальству, недопустимость противостояния принятому «наверху» решению, нежелание поднимать шум, скандал при обнаружении некачественной, но уже согласованной документации, даже если очевидны нарушения и последствия, несовместимые с сохранением памятника. Конечно, и в КГИОП есть профессионалы своего дела и опытные специалисты, делающие все возможное для сохранения ОКН, но очевидно, ныне не они определяют общий уровень качества работы КГИОП. Безусловно, определяющее значение в организации работы КГИОП имеет тот факт, что его возглавляет не специалист с опытом практической работы в реставрации памятников, имеющий специальное образование, а чиновник-юрист, и как следствие этого мы видим: основное направление деятельности КГИОП – эффективное использование объектов недвижимости (ОКН) эффективными менеджерами, а также эффективное приспособление для современного использования, и лишь попутно – реставрация.

Как видно из сложившейся ситуации вокруг Александровского дворца, рассчитывать на КГИОП в предотвращении подобных историй не приходится.

Необходим жесткий контроль за согласованием проектной документации, особенно документации по приспособлению, тем более – если речь идет об особо значимых объектах, ОКН федерального значения.

Для этого необходима возможность подробно ознакомиться с проектом (до его утверждения КГИОП) не только на стадии согласования концепции, но также и на стадии рабочей документации. Такая возможность должна быть предоставлена не только Совету по культурному наследию, но и широкому кругу специалистов и всем заинтересованным гражданам. И не только познакомиться, но и повлиять, если это необходимо, в целях сохранения ОКН.

Экспертиза проекта на сайте КГИОП не может дать полное представление о предполагаемых работах по реставрации. Тем более, мы знаем таких экспертов (в том числе на примере Александровского дворца), которые с готовностью подпишут и обоснуют, как говорится, «любой каприз»…

Помещения на 2 этаже. Хорошо сохранившиеся, находящиеся в рабочем состоянии кирпичные перемычки оконных проемов перебиты металлическими балками в местах опирания. (фото апрель 2017 г.)

Открытость информации о предполагаемых работах по сохранению, приспособлению, на всех стадиях, от концепции до завершения, производства работ и общественный контроль могли бы предотвратить вандальное вмешательство, подобное тому, которое произошло с Александровским дворцом.

Ответственность за принимаемые решения должна быть не формальной: эксперты за фальшивую экспертизу с заказными выводами должны быть лишены лицензии, должностные лица должны нести ответственность за принимаемые решения.

Предыдущая фотография Следующая фотография

В настоящее время дворец на реконструкции, открытие планируется в середине 2018 г.

Если роскошный Екатерининский дворец в Царском селе создавался для помпезных приемов, то его более простой сосед был предназначен для жизни. Будущую семейную резиденцию Романовых возвели при Екатерине II. В 1796 г. дворец стал достойным свадебным подарком внуку царицы Александру Павловичу. Сам он во время своих визитов в Царское село любил жить в Большом Царскосельском, а вот его младший брат и преемник Николай I предпочитал Александровский дворец и с удовольствием занимался его благоустройством. В левой части здания находились жилые комнаты его внука Александра Александровича, однако, став царем, Александр III выбрал в качестве своей резиденции Гатчинский дворец. Настоящим семейным гнездом Александровский дворец стал для Николая II и его супруги Александры Федоровны. Оттуда Романовы и отправились в ссылку, из которой так и не вернулись.

В 1918 г. дворец превратился в музей, потом здание переоборудовали в дом отдыха представителей НКВД, на втором этаже находился детский приют, во время оккупации здесь был немецкий штаб и гестапо с тюремными камерами в подвалах. После войны помещения дворца отдали Институту русской литературы, а потом - Военному ведомству. Сейчас Александровский дворец снова служит музеем.

Особенности архитектуры

Двухэтажное здание кажется довольно простым, особенно если сравнивать его с ближайшим соседом - Екатерининским дворцом. Несмотря на это, Александровский дворец признан одним из выдающихся образцов архитектуры классицизма. Автором проекта выступил знаменитый Джакомо Кварнеги, здание возводилось под присмотром зодчего Петра Неелова. С обеих сторон дворца расположены двойные флигели - раньше там находились жилые помещения. Главный фасад украшен роскошной сквозной колоннадой - в центре располагались залы парадной анфилады. Часть здания дополняет полуротонда с куполом в форме сферы.

Залы и интерьеры

Над обстановкой Александровского дворца трудился все тот же Кварнеги, а вместе с ним десяток именитых художников, лепщиков и декораторов. Интерьеры резиденции соответствовали классическим канонам. Сегодня они активно восстанавливаются.

Реконструировано 3 зала парадной части резиденции: Мраморная гостиная, украшенная золоченым гарнитуром, зеркалами и шкурой тигра, Полукруглый зал, где в начале прошлого века каждый год зажигали рождественскую елку, и Портретный зал с изображениями членов императорской династии. В конце анфилады находятся Приемная императора, обшитая дубом, и его Парадный кабинет.

Жилые комнаты императорской семьи находились в восточном флигеле. Восстановлены Угловая гостиная, принадлежавшая Александре Федоровне, Сиреневый кабинет, Кленовая гостиная императрицы и ее спальня. Убранство некоторых помещений было утрачено целиком, остались лишь архивные фотоснимки интерьеров.

Александровский дворец. В гостях на Детской половине ч. 2

В 1866 году великий князь наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III) привез в Царское Село свою невесту - датскую принцессу Дагмару, принявшую при крещении имя Мария Федоровна. В 1868 году в Александровском дворце у них родился первенец, будущий император Николай II.

-
Цесаревич Александр Александрович с женой и старшими сыновьями

Жизнь сына Александра III — великого князя Николая Александровича — была тесно связана с Александровским дворцом. Здесь он родился, в 1889 году в этом дворце наследник престола Николай и немецкая принцесса Алиса Гессенская (будущая императрица Александра Федоровна) встретились на балу.

-
Николай Второй с супругой

В 1894 году, сразу после свадьбы, Николай привез свою молодую жену в Александровский дворец, где они провели самые счастливые дни своей жизни. Через год в этом дворце появился на свет их первый ребенок — великая княжна Ольга Николаевна.

-
Николай и Александра на руках с первым ребенком - дочерью Ольгой

В 1897, 1899, 1901 годах в императорской семье родились еще три дочери: Татьяна. Мария и Анастасия.

-
ОТМА + Алексей

30 июля 1904 года на свет появился долгожданный наследник. "Незабвенный великий для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья», — запишет в дневнике счастливый отец.

-
Государь с Алексеем

Алексей и великие княжны при крещении получили ордена и были назначены шефами военных подразделений. Наследник цесаревич получил ордена Андрея Первозванного, Александра Невского, Белого Орла, Анны и Станислава и был зачислен в списки 12-го стрелкового Восточно-сибирского полка, Гвардейского экипажа, 89-го пехотного Беломорского полка, назначен Атаманом всех казачьих войск. Ольга Николаевна стала шефом 3-го гусарского Елизаветградского полка, Татьяна Николаева - 8-го уланского Вознесенского, Мария Николаевна — 9-го драгунского Казанского полка. Для них шилась военная форма в соответствии с обмундированием полков, и они с удовольствием принимали участие в смотрах подшефных полков и других официальных мероприятиях. Все дети имели собственные гербы, утвержденные императором.

-
Великие Княжны Ольга и Татьяна в форме своих полков

-
Великая Княжна Мария в форме

-
Цесаревич Алексей в форме

В семье Николая II воспитанием и образованием детей в основном занималась Александра Федоровна. Она подбирала учителей, обсуждала с ними программу, режим занятий, утверждала расписание, присутствовала на уроках. Большое внимание родители уделяли религиозному воспитанию. Августейшим детям преподавали Закон Божий, русский, английский, французский, немецкий языки, историю, естественную историю, географию, математику, а также давали уроки рисования, музыки и танцев.

-
Цесаревич Алексей Николаевич на уроке

С осени 1904 года семья Николая II выбрала Александровский дворец постоянным местом жительства и вела довольно замкнутый образ жизни: во многом к этому располагали природная застенчивость императрицы, ее равнодушие к светской жизни, в значительной степени - болезнь сына. « Жизнь носила в Царском гораздо более семейный характер, чем в других местах пребывания Царской Семьи», - вспоминал впоследствии воспитатель наследника цесаревича П. Жильяр.
Все члены семейства относились друг к другу с любовью, нежностью и вниманием. Дети боготворили мать, а в императоре находили и отца, и наставника, и друга, и товарища по играм.

-
Царская семья

«Центром этой сплоченной семьи был Алексей Николаевич, на нем сосредоточились все привязанности, все надежды. Сестры его обожали, и он был радостью своих родителей. Когда он был здоров, весь дворец казался как бы преображенным, он вполне наслаждался жизнью, когда мог, как резвый и жизнерадостный мальчик. Он совсем не кичился тем, что был Наследником Престола, об этом он всего меньше помышлял... Я открыл ребенка с сердцем от природы любящим и чувствительным к страданиям, потому что сам он уже много страдал», — вспоминал Жильяр.

-
Алексей Николаевич со своими сестрами

Сестры отличались между собой и внешностью, и характером, но их связывала сплоченная дружба. Из начальных букв своих имен они составили общее имя: «ОТМА». Под этой общей подписью они делали подарки или посылали письма.


-
Великие Княжны: Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия

Детская половина в Александровском дворце была устроена над апартаментами родителей, на втором этаже правого флигеля. Над ее созданием трудились придворные архитекторы А. Ф. Видов. С. А. Данини, Р. Ф. Мельцер. По мере разрастания семьи прибавлялись новые комнаты. Детская половина состояла из Гостиной, Столовой, двух Спален для старших и младших княжон, Туалетной для княжон и Классных для старших и младших княжон. У наследника цесаревича к десяти годам были свои апартаменты с отдельным входом во дворец, обустроенные под руководством придворного архитектора С. А. Данини. Половина наследника состояла из Спальни, Ванной комнаты, Классной, Приемной, Комнаты ожидания, Буфетной, комнат для наставника Жильяра, докторов, камердинеров и хозяйственных помещений.

-
Игральная комната наследника

-
Спальня Алексея Николаевича

Мебель в комнатах aвгустейших детей была выполнена из ясеня и дуба, окрашена под слоновую кость с зелеными (в Спальне младших княжон) или голубыми полосками (в Гостиной). В Спальнях императорских детей находились большие киоты, заполненные иконами в ризах или окладах, образками, крестиками, пасхальными яйцами — фарфоровыми и деревянными.

-
Классная комната Ольги и Татьяны

-
Спальня Марии и Анастасии

Самую большую комнату на Детской половине занимала Игральная наследника. На Рождество здесь устраивалась елка для всех детей. Комната была наводнена играми и игрушками, которые дарили близкие и дальние родственники. Подарки и подношения цесаревичу стекались со всей страны: рабочие Пермских пушечных заводов преподнесли модель скорострельной пушки системы «Канэ»; рабочие завода Гена — коллекцию миниатюрных земледельческих приборов; ученики Одесской ремесленной школы прислали набор слесарных инструментов собственной работы; депутация oт Сибирских казаков — полное воинское снаряжение казака в миниатюрном виде, а художник А. Пржецлавский изготовил макет, изображавший праздник в станице, расположенной на главной линии казачьих укреплений Северного Кавказа, с представленными отдельными эпизодами жизни казаков. Камергер С. К. Хитрово подарил наследнику собственноручно изготовленную рельефную панораму Бородинского боя, представлявшую самый разгар сражения (всего на панораме было расположено 6150 солдат и 120 литых орудий). Президент Французской республики А. Фальер во время визита в Санкт-Петербург в 1908 году преподнес наследнику электрическую железную дорогу. На плошали в 15 квадратных метров, изображавшей местность около Дюнкирхенского порта, был протянут железнодорожный путь длиною около 20 метров, вдоль которого располагались всевозможные железнодорожные сооружения: стрелки, диски, шлагбаумы, домики сторожей, товарные станции, склады, мост через реку и т. п. Здание станции представляло собой точную копию Северного вокзала в Париже, а сам поезд состоял из локомотива последнего типа, пассажирских и спальных вагонов и вагона-ресторана с обедающими в нем куколками.
Близкий друг императорской семьи Анна Вырубова вспоминала, что дети « радовались и небольшой кустарной вещице и недорогой игрушке так же, как и дорогому подарку».
Личные апартаменты августейших родителей и детей соединяла внутренняя лестница; у государыни на столе был звонок с тремя кнопками: бриллиантовая — в детскую, жемчужная — к прислуге, рубиновая вызывала лакея. Когда государыня нажимала бриллиантовую кнопку, сейчас же слышались шаги наверху, дети сбегали по лестнице, ведущей из детской, через ванную государыни в ее кабинет.
Во дворце существовал строгий распорядок лия. У детей с девяти утра до часу дня были занятия (у Алексея они прерывались непродолжительной прогулкой). Второй завтрак подавался в час дня. После него все дети отправлялись на прогулку и, если у императора была возможность, он с удовольствием присоединялся к ним.
В семье Николая Второго любили проводить время на открытом воздухе. Зимой устраивались катки и ледяные горки, катались на лыжах и коньках. Император на равных принимал участие в этих утехах к огромному удовольствию своих детей. « Гулял и возился страшно с детьми и няньками — бросая друг в друга снег лопатами», — писал Николай в своем дневнике. Все вместе с удовольствием разгребали снег, чистили дорожки и кололи кирками лед на прудах.

-
Царская семья зимой на прогулке в парке

Будучи превосходным гребцом, Николай II в летнее время учил своих детей управлять лодками и байдарками, на которых путешествовали по каналам и прудам Александровского парка. Вся семья занималась верховой ездой, любила кататься на велосипедах, охотно играла в теннис — два теннисных корта находились недалеко от Александровского дворца и около Федоровского городка.

-
на прогулке в парке

Для прогулок у царевича были ослики, одного из них подарила ему бабушка, вдовствующая императрица Мария Федоровна, на день рождения в 1914 году. В том же году на именины она преподнесла внуку маленький автомобиль. Излюбленные маршруты детских прогулок вели к павильону «Слоны» и к фазаннику, а у Белой башни находился деревянный Охотничий домик цесаревича, построенный по рисункам художника И. Я. Билибина, богато декорированный резным орнаментом и расписанный внутри на мотивы русских сказок. У всех членов семьи были фотоаппараты, которые они всегда брали с собой и делали снимки наиболее интересных видов или эпизодов прогулок.

-
Охотничий домик

-
Государь император кормит слона

-
слон гуляет в парке

-
Алексей в автомобиле

-
Алексей с любимым осликом Ванькой

После прогулки в парке дети продолжали заниматься уроками, а в пять часов императорская семья встречалась за чаем. Обед сервировали в восемь. Остаток вечера императорская семья проводила вместе: государь часто читал вслух, в то время как дочери и Александра Федоровна занимались рукоделием.
В семье было еще одно увлечение — кинематограф. Киносеансы устраивались в Игральной, в аппартаментах царевича Алексея, или в Полукруглом зале. Приглашения на эти собрания
исходили от наследника. По поручению государыни подбором репертуара занимался воспитатель Жильяр, иногда император сам выбирал фильмы для просмотра. Предпочитали научные или видовые фильмы, семейную хронику, снятую придворным фотографом А. К. Ягельским, а также веселые ленты для детей, особенно любивших комические сюжеты.
Но время войны, начавшейся в августе 1914 пода, государыня и две се старшие дочери Ольга и Татьяна, окончив курсы сестер милосердия, работали в лазарете, расположенном в Федоровском городке. В это время под руководством императрицы большую часть личных средств дети выделяли на приобретение необходимых вещей для солдат. Как вспоминал А. А. Мосолов, начальник канцелярии императорского двора, «у всех было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга, все, что они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух старших, они не только несли, в полном смысле слова, обязанности заурядных сестер милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях».

-
Императрица и старшие Великие Княжны в лазарете с Анной Вырубовой

С1916 года, когда Николай II принял на себя Верховное Главнокомандование русской армией, цесаревич Алексей часто находился с отцом в Ставке.

2 марта 1917 года в Пскове императора Николая II выудили подписать отречение от престола зa себя и своего сына. Возвратившийся в Царское Село император и его семья оказались под арестом. Новые условия жизни они переносили стоически, не теряя духа, стараясь не менятЬ привычного уклада и поддерживать друг друга.

-
под арестом в Царском Селе

Продолжение следует....

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Александровский дворец, один из лучших образцов палладианского стиля в России, входит в число самых красивых дворцов Санкт-Петербурга. К сожалению, сейчас он снова закрыт на реставрацию, которая продлится до середины 2018 года. Мне удалось побывать в нем несколько лет назад, когда для посещения были открыты лишь некоторые залы.

Александровский дворец со стороны Фасадного пруда

Идея строительства Александровского дворца принадлежит Екатерине Великой . По её замыслу, он должен был быть подобным замку Ферней – жилищу философа Вольтера (1694-1778), друга императрицы. В письме к своему многолетнему корреспонденту барону Фридриху Мельхиору Гримму (1723-1807), который занимался вопросами покупки вольтеровской библиотеки, она пишет:

Я непременно устрою Фернейский замок в Царскосельском парке. Мне надо знать также, какие комнаты выходят в замке на север и какие на юг, восток и запад. Также важно знать, видно ли Женевское озеро из окон замка и с какой стороны расположена гора Юра.

Возможно, неосуществленный проект Фернейского дворца в Царском Селе оказал определенное влияние на планировку существующего ныне дворца.

Строительство нового дворца в Царском Селе началось в 1792 году. Архитектором был назначен итальянец Джакомо Кваренги (1744-1817), самый яркий и плодовитый приверженец палладианства в России. Поэтому от первоначального замысла не осталось и следа. Работы велись под наблюдением архитектора П.В.Неелова, который, вероятно, внес какие-то изменения в проект Кваренги. Кроме того, и сама императрица приложила свою руку к проекту.

Парадный двор перед Александровским дворцом

На постройку нового дворца было затрачено более 690.000 рублей при первоначальной смете в 351.166 рублей, пошло более 6,6 млн. кирпичей. В 1793 году еще недостроенный дворец, получивший название Нового Царскосельского, Екатерина II подарила своему любимому внуку Александру Павловичу (будущему императору Александру I) по случаю его бракосочетания с великой княжной Елизаветой Алексеевной.

В мае 1796 года работы были практически завершены, и 12 июня великий князь с семьей и «малым двором» переехал сюда, где в присутствии императрицы устроили новоселье.

Дворец представляет собой вытянутое двухэтажное здание, по сторонам которого – двойные выступающие флигели. Со стороны северного фасада флигели соединены двойной колоннадой коринфского ордера, которые образуют мощеный мрамором внутренний двор (курдонёр).

В центральной части паркового фасада выдается вперед полуротонда, перекрытая сферическим куполом. Перед ней расположена терраса, выложенная плитками белого и серого мрамора. Такая планировка характерна для вилл северной Италии и, тем самым, определяет назначение дворца как летней резиденции.

Как того требовали условия и высокое положение августейшего лица, которому предназначался Новый дворец, архитектор придал его формам величайшую красоту, соединив в то же время полезное с приятным для глаз. Эти нежные линии, эти гармоничные пропорции, эта умеренность орнамента, которыми так обогащено благородное здание, наблюдаются также и во внутренних частях, соответственно различным назначениям их, без нанесения ущерба удобству жилища при стремлении к великолепию и элегантности. Бросая беглый взгляд на план, видно, как хорошо распределены внутренние помещения. Из помещений, предназначенных для дневного пребывания князя, проходят в элегантнейшую большую залу, устроенную для дворцовых празднеств и развлечений – и на открытую террасу, откуда любуются бесконечными окрестностями императорской Царскосельской резиденции… — Джулио Кваренги (сын Джакомо Кваренги), предисловие к изданным в 1821 году в Милане чертежам Дж.Кваренги.

Внутренняя отделка дворца была выполнена также по проекту Дж.Кваренги. Вдоль садового фасада идет Парадная анфилада, залы которой облицованы искусственным мрамором. Первым был Концертный зал, расположенный в правом флигеле. Далее шли Бильярдный зал (впоследствии Угловая гостиная), Предстоловая (Малая библиотека), Парадная столовая (Большая галерея, или Большая библиотека).

В центральной части дворца располагаются наиболее парадные помещения. Открывал их Зал с горкой (Первая парадная гостиная). Далее идут три зала, разделенные широкими арками с колоннами: Портретный зал, Полуциркульный (Полукруглый) в центре и Бильярдный (Мраморная гостиная). Во времена Николая II в Полуциркульном зале устраивали Рождественскую елку для офицеров свиты и охраны. Парадную анфиладу завершала Опочивальня великого князя Александра Павловича.

Портреты семьи Николая I работы Ф.Крюгера в Портретном зале

Бильярдный зал (Мраморная гостиная)

В 1838 году перед колоннадой были установлены две статуи: «Юноша, играющий в бабки» по модели Н.С.Пименова и «Юноша, играющий в свайку» по проекту А.В.Логанского, отлитые на Александровском чугунолитейном заводе.

Колоннада Александровского дворца и статуи «Бабочник» и «Сваечник» перед ней

Александровский дворец неоднократно перестраивался, проводились новые коммуникации, менялось функциональное назначение помещений, их отделывали по-новому в соответствии с изменившейся модой. Многие великие архитекторы приложили свои таланты к обустройству дворца: Л.Руска, К.Макер, С.Черфолио, А.А.Тон, В.П.Стасов, Д.Е.Ефимов, А.И.Штакеншнейдер, А.Ф.Видов, С.А.Данини, Р.Ф.Мельцер и другие.

Вплоть до 1800 года фасады дворца оставались неоштукатуренными. Как писала Екатерина начальнику Царскосельской конторы строений А.П.Кашкину, «Когда оное строение будет окончено, то без особого повеления нашего снаружи не штукатурить» . При Павле I начались отделочные работы, но завершены они были уже в царствование Александра I.

После того, как Александр взошел на престол, он перебрался в Санкт-Петербург, а во время своих визитов в Царское Село предпочитал Екатерининский дворец. В Александровском дворце на 2-м этаже («Кавалерийском») жили приближенные императора.

Александровский дворец при Николае I, Александре II и Александре III

Дворец стал любимым местом пребывания императора Николая I . При нём за дворцом закрепилось название Александровского – в честь его предшественника и брата, императора Александра I. Особенно любил он проводить здесь весенние и осенние месяцы. Официальные мероприятия – приемы и торжества, устраивали в Большом Екатерининском дворце. Однако после скоропостижной смерти любимой дочери Александры (Адини, 1825-1844), Николай почти перестал приезжать сюда.

Александр II предпочитал жить в своих покоях в Екатерининском дворце. Александровский дворец стал великокняжеской резиденцией великого князя Александра Александровича, его покои были обустроены в левой стороне. Однако после своего восшествия на престол Александр III большей частью времени жил в .

Николай II и его семья в Александровском дворце

В 1868 году в Александровском дворце родился последний русский император Николай II . После 1904 года он избрал его местом своего постоянного проживания. На месте помещений в правом крыле, которые прежде занимала свита, появились личные покои Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Расположенный неподалеку стал домовой церковью царской семьи.

В это время дворец претерпел ряд перестроек и усовершенствований. К внешней стене первого этажа был пристроен балкон. Была усовершенствована система отопления и водоснабжения, благодаря чему во дворце теперь можно было жить и в холодное время года. В 1897 году из дворца в Кухонный флигель (Дж.Кваренги, пристройки — А.Ф.Видов) по проекту архитектора С.Данини был прорыт подземный тоннель (ныне не действующий).

Кухонный флигель со стороны Кухонного пруда

В 1901-1904 годах в Царское Село был проведен Орловский водопровод. В Александровском парке напротив Знаменской церкви было вырыто подземное водохранилище, снабжавшее Александровский дворец чистой водой.

Александровский дворец, старая фотография

После событий 1905 года в Александровском дворце были серьезно усилены меры безопасности. В подвалах дворца (которые по своим размерам превосходили основание здания) постоянно находились 200-250 человек дежурных офицеров охраны и обслуги. В императорских покоях были установлены тревожные кнопки, между дежурным помещением, постами у ограды и городской телефонной сетью проведена телефонная линия.

Если в прежние царствования Александровский дворец был, прежде всего, жилищем, а торжественные мероприятия проводили в Большом Екатерининском дворце, то в царствование Николая II все важнейшие события происходили здесь. В 1910 году в Александровском дворце с размахом отметили 200-летие Царского Села, а в 1913 году здесь праздновали 300-летие дома Романовых.

Кленовая гостиная императрицы, отделанная фирмой Ф. Мельцера в 1903-1906 годах

Однако впереди их ждала страшная развязка. С 9 марта по 1 августа 1917 года Николай II с семьей содержались в своем дворце под домашним арестом. 1 августа 1917 года царская семья навсегда покинула Александровский дворец и отправилась в ссылку в Тобольск, а оттуда – в Екатеринбург. В последний раз они вышли из дверей Полуциркульного зала в сад и отправились в долгий путь.

Александровский дворец после Октябрьской революции, в годы Великой Отечественной войны и в наши дни

В 1918 году в стенах Александровского дворца была открыта историко-бытовая экспозиция, посвященная жизни последнего русского императора. Позднее дворец был отдан под дом отдыха сотрудников НКВД, а в бывших комнатах царских детей разместился Детский дом имени Юных коммунаров. В 1932 году он был закрыт, игрушки и мебель передана в Музей игрушки.

В первые месяцы Великой Отечественной войны из Александровского дворца успели эвакуировать лишь часть экспозиции: люстры, ковры, некоторые предметы мебели, мраморные и фарфоровые изделия. Во время оккупации города в Александровском дворце находился немецкий штаб, а в подвалах – застенки гестапо. На газоне перед дворцом выросли кресты кладбища немецких офицеров.

Разрушения Александровского дворца после немецко-фашистской оккупации

В 1946 году дворец был передан Академии наук СССР под хранение коллекций Института русской литературы. Здесь же размещалась экспозиция Всесоюзного музея А.С.Пушкина. В 1947-1951 годах была начата реставрация под руководством архитектора Л.М.Безверхнего (1908-1963) с целью воссоздания первоначальных интерьеров Дж.Кваренги. В результате часть интерьеров и элементов отделки более позднего времени была утрачена.

Колоннада и флигель дворца

В 1951 году Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству, а затем – военному НИИ. Коллекции дворца были переданы на хранение в Екатерининский и . Александровский дворец был обнесен колючей проволокой и закрыт для посещений. Внутрь его не могли попасть даже искусствоведы.

В 1997 году в правом крыле Александровского дворца была открыта первая музейная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце» . Поскольку почти все покои Николая II, Александры Федоровны и их детей утратили первоначальную отделку, на стенах были установлены огромные фотообои с фотографиями царских интерьеров начала XX века, на фоне которых были выставлены предметы мебели.

В 2009 году весь дворец был передан музею. В июне 2010 года, когда отмечалось 300-летие Царского Села, были открыты после реставрации Портретный, Полуциркульный залы и Белая гостиная (Бильярдный зал).

Александровский парк

Адрес: Санкт-Петербург, г.Пушкин, ул. Дворцовая, 2. До середины 2018 года Александровский дворец закрыт на ремонт.

© , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.