Термины

Усадьба Голицыных на Волхонке: Пречистенский дворец, Московский эрмитаж, Институт философии, музей. Голицынский дворец Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Об этом старинном здании мне писать легко и трудно одновременно. Почти 15 лет я проработала в его стенах, где до 2015 года располагался Институт философии РАН . Этот дом поражал одновременно и своими роскошными интерьерами в старой части, и отталкивающей безликостью и ветхостью надстройки советского времени. Сейчас, после переезда института, усадьба князей Голицыных на Волхонке стала частью Музейного городка . В 2017 году начнутся реставрационно-восстановительные работы, после чего в этих стенах откроется музей.

Первым владельцем усадьбы был флотоводец, президент Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал князь Михаил Михайлович Голицын-младший (1684-1764), сподвижник Петра Великого. Долгое время он жил в основном в Санкт-Петербурге, а в Москву смог вернуться только в царствование Анны Иоанновны.

В 1738 году он приобрел усадьбу поблизости от Колымажного (Конюшенного) двора. На их месте в 1912 году был построен Музей Изящных искусств, ныне Музей изобразительных искусств имени Пушкина.

♦ По истории и архитектуре этого района:

Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина

В то время на территории усадьбы уже стоял одноэтажный каменный дом. По всей видимости, именно его и именовали «Сенной шалаш». В 1759-1766 (по другим данным, в 1756-1761) годах дом был перестроен и надстроен по проекту петербургского архитектора Саввы Ивановича Чевакинского (1709 или 1713 – между 1772 и 1780) при участии И.С.Мергасова и И.П.Жеребцова. Главный дом, как и во многих других московских усадьбах первой половины XVIII века, располагался в глубине участка. В то время он представлял собой двухэтажное массивное здание с ризалитами со стороны фасада и двора.

Изящные въездные ворота с калитками по обеим сторонам были построены в 1768-1770 годах. Ворота венчает высеченный из камня герб Голицыных с «просечной» короной над княжеским щитом. В Воротную решетку вплетен вензель PMG - «принц Михаил Голицын».

Ворота усадьбы Голицыных в Малом Знаменском переулке

С двух сторон от главного дома были построены флигели, дошедшие в перестроенном виде до наших дней. Со стороны Малого Знаменского переулка сохранилась старая часть флигеля в переходном от барокко к классицизму стиле, при реставрации она была выделена белым цветом.

Флигели усадьбы Голицыных

Первоначально усадьбу окружал глухой забор, который в конце XIX века был заменен на изящный кованный.

Пречистенский дворец и тайный брак Екатерины Великой

Новый этап строительства связан с пребыванием в Москве в 1775 году императрицы Екатерины Великой по случаю заключения с Турцией Кючук-Кайнарджийского мира. В Кремле императрица останавливаться не желала, и потому в 1774 году она обратилась с просьбой к Михаилу Михайловичу Голицыну (1731-1804, сын М.М.Голицына) с просьбой подыскать ей поблизости от Кремля жилье:

… нету ли дома каменного или деревянного в городе, в котором бы я уместилась и к двору принадлежности можно было бы располагать около дома … или же … не можно ли где ни на есть построить на скорую руку деревянное.

Естественно, Голицын предложил ей собственный дом, который специально для этих целей был перестроен архитектором Матвеем Федоровичем Казаковым . В целом, Казаков сохранил первоначальный объем дома, расширив лишь один из дворовых ризалитов, выходившего в сторону Волхонки и надстроив антресоли.

Фасады были декорированы в классическом стиле. Центр здания выделял шестипилястровый портик коринфского ордера, с гладко оштукатуренным плоским фронтоном. Три средних окна были большими по размеру, на втором этаже был устроен балкон с изящными парапетами. Похожий, но поменьше, располагался и на западном, дворовом фасаде. Между портиком и ризалитами располагались входы, главным из которых в то время был правый.

Усадьба Голицыных со стороны двора

Из входа можно было попасть в парадный вестибюль, сохранившийся до наших дней. К сожалению, великолепная овальная парадная лестница не сохранилась. Лишь в помещении институтской библиотеки можно было увидеть нарядный свод, некогда располагавшийся над лестницей.

Потолок в Библиотеке Института философии РАН

Двор перед главным усадебным домом был торжественно оформлен, в центре него была устроена большая клумба.

Клумба в центре усадебного двора

Поскольку улица Волхонка в то время называлась Пречистенкой, то и дворец получил название Пречистенского. Помимо Голицынского дома, в него были включены соседние усадьбы: Лопухиных (Малый Знаменский пер., 3/5 строение 4), Голицыных–Вяземского–Долгоруких (Малый Знаменский пер., 3/5, строение 1), Долгоруких (ул. Волхонка, 16). Все эти дома были соединены деревянными переходами.

Французский посланник Мари Даниель Буррэ де Корберон (1748-1810) оставил такое описание Пречистенского дворца:

Теперешний дворец, недавно выстроенный, представляет собою совокупность многих отдельных, деревянных и каменных домов, весьма искусно соединенных. Вход украшен колоннами; за прихожей следует большой зал, а за ним – другой, где Ее Величество принимает иностранных послов. Затем следует зал, еще больший, занимающий всю ширину здания и разделенный колоннами на две части: в одной – танцуют, в другой – играют в карты.

Парадные покои императрицы располагались в доме Голицына. Оттуда по теплой лестнице можно было попасть в большой деревянный корпус, где располагались Тронный зал, Бальный зал, Гостиная и церковь. С улицы сюда вел крытый подъезд с пандусами.

План Пречистенского дворца. Чертеж 1774-1775 годов, копия XIX века. Источник: Памятники архитектуры Москвы. Белый город

Строительство Пречистенского дворца, на котором под началом Казакова работали «тысячи рук» продолжалось 4 месяца. Сама императрица о своем новом дворце отзывалась так:

…Опознаться в этом лабиринте премудреная задача: прошло часа два, прежде чем я узнала дорогу к себе в кабинет, беспрестанно попадая не в ту дверь. Выходных дверей многое множество, я в жизнь мою столько не видала их. С полдюжины заделано по моему указанию…

Тем не менее, работой архитектора Екатерина осталась довольна, поручив Казакову строительство Петровского дворца и здания Сената в Кремле.

С Пречистенским дворцом связана весьма романтическая история. Соседний усадебный дом первоначально принадлежал Лопухиным, родственникам Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I. Затем он был подарен матери князя Григория Потемкина. В действительности же там жил сам князь, тайный супруг императрицы Екатерины Великой. Из Голицынского дома в дом Лопухиных вела отдельная дверь.

12 июля 1775 года в доме Голицыных 46-летняя Екатерина родила дочку, которую назвали Елизаветой Темкиной и отдали на воспитание в семью графа Самойлова, племянника Потемкина.

Для цесаревича Павла Петровича выделили помещения в усадьбе Долгоруких; с 1819 до 1918 года — Первая мужская гимназия (Первая городская/губернская гимназия).

Бывшая усадьба Долгоруких — Первая мужская гимназия

Екатерина не любила Москву, и вскоре после окончания торжеств покинула Первопрестольную. В 1779 году деревянный корпус был разобран и перенесен на Воробьевы горы, где его заново собрали на фундаменте старого дворца, построенного Василием III. Императрица там ни разу не была. В усадьбе Голицыных на его месте построили флигель в классическом стиле, который дошел до наших дней.

Голицынский дом в конце XVIII века был вновь переделан по проекту архитектора Родиона Родионовича Казакова (однофамильца знаменитого архитектора). В этом виде он и вошел в альбом лучших зданий города.

Пожар 1812 года: благородный Коленкур

Следующая яркая страница усадьбы Голицыных на Волхонке связана с Отечественной войной 1812 года. В то время её владельцем был князь Сергей Михайлович Голицын (1774-1859).

В месяцы пребывания французов в Москве в усадьбе разместился штаб Армана Луи де Коленкура (1773-1827), французского дипломата, посла в России в 1807-1811 годах, сделавшего немало в попытках предотвратить военный конфликт между Россией и Францией. Он сопровождал Наполеона в его военном походе, а затем бежал вместе с ним из Москвы.

Во время знаменитого московского пожара 1812 года Коленкур повел себя самым благородным образом. Когда вспыхнул Колымажный двор, Коленкур бросился спасать его, и во многом именно благодаря его действиям мы сейчас можем любоваться прекрасными каретами русских царей, которые хранятся в Оружейной палате, а также видеть усадьбы Лопухиных и Голицыных–Вяземского–Долгоруких.

Я отправился в дворцовые конюшни (Колымажный двор), где стояла часть лошадей императора и где находились коронационные кареты царей. Потребовалась вся энергия и все мужество берейторов и конюхов, чтобы спасти их; одни из конюхов взобрались на крыши и сбрасывали горящие головни, другие работали с двумя насосами, которые по моему распоряжению были починены днем, так как они тоже были испорчены. Можно без преувеличения сказать, что мы стояли там под огненным сводом. С помощью тех же людей мне удалось спасти также прекрасный дворец Голицына и два смежных дома, один из которых уже загорелся… Людям императора ревностно помогали слуги князя Голицына, проявившие большую привязанность к своему господину.

80 погорельцев разместились в доме Голицыных. Среди них был «шталмейстер императора Александра Загряжский, который остался в Москве, надеясь спасти свой дом, заботы о котором составляли смысл всей его жизни» .

XIX — начало XX века: Пушкин, Московский эрмитаж и квартиры

После войны 1812 года начинается новый этап в жизни усадьбы. Здесь на балах неоднократно бывал Александр Сергеевич Пушкин. В усадебной церкви, которая располагалась в северном крыле второго этажа, он планировал венчаться с Натальей Гончаровой. Лишь из-за запрета церковных властей обряд венчания пришлось перенести в приходскую церковь невесты — церковь Вознесения Господня у Никитских ворот («Большое Вознесение»; ул. Большая Никитская, 36 строение 1).

Домовая церковь в усадьбе Голицыных. Фото из архива ИФ РАН

В 1834 году в усадьбе побывал А.И.Герцен, дело которого вел Сергей Михайлович Голицын, занимавший в то время должность попечителя Московского учебного округа.

После смерти бездетного Сергея Михайловича Голицына в 1859 году его состояние перешло к его племяннику Михаилу Александровичу (1804-1960), который, будучи дипломатом, жил большей частью за границей и, по слухам, принял католичество. После его смерти владение усадьбой перешло к его сыну, «другу лошадей, а не книг» Сергею Михайловичу Голицыну (1843-1915).

В 1865 году Голицынский дом на 20 лет превратился в «Московский эрмитаж», куда раз в неделю могли попасть все желающие. Здесь экспонировалось около 200 полотен западноевропейских художников, а также книги и редкости, собранные преимущественно Михаилом Александровичем Голицыным: Брейгель, Ван Дейк, Веронезе, Каналетто, Караваджо, Корреджо, Перуджино, Пуссен, Рембрандт, Робер, Рубенс, Тициан…

Двор усадьбы Голицыных и Музей изобразительный искусств имени Пушкина

В 1885 году из-за финансовых трудностей Сергей Михайлович Голицын был вынужден продать художественную часть коллекции Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Первый этаж главного дома еще с 1770-х годов сдавался квартирантам. Здесь жили многие знаменитые личности: писатель Александр Николаевич Островский, философ-славянофил Иван Сергеевич Аксаков, западник Борис Николаевич Чичерин…

С переездом сюда Островского связана необычная история. Всю жизнь прожив на Воронцовом поле в Москве, он говорил: «Никуда я не перееду. Разве мне предложат жить в кабинете князя Сергея Михайловича Голицына» . Так оно и случилось…

В конце XIX века левый флигель усадьбы был перестроен по проекту архитектора Василия Загорского (строившего впоследствии Консерваторию). В нем разместился «Княжий двор» — меблированные комнаты. В наши дни здесь располагается Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. Пушкина.

Усадьба Голицыных и Галерея искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков

В 1903 году Сергей Михайлович продал усадьбу «Московскому художественному обществу». Усадебные флигели, выходившие на Волхонку, были перестроены под квартиры. Среди знаменитых постояльцев «Княжего двора» были художник Василий Иванович Суриков, композитор Александр Николаевич Скрябин, художник Илья Ефимович Репин и многие другие знаменитости. В 1911 году в квартире в одном из флигелей поселился Борис Леонидович Пастернак со своей семьей, проживший здесь четверть века.

XX век: Коммунистическая академия и Институт философии

В 1918 году в стенах бывшей усадьбы разместилась Социалистическая академия общественных наук , которая в 1924 году была переименована в Коммунистическую академию . Она была задумана как как мировой центр социалистической мысли. В 1936 году учреждения Коммунистической академии были переведены в Академию наук СССР, поскольку параллельное существование Академии наук и Коммунистической Академии было признано нецелесообразным.

В 1919–1921 годах в усадьбе Голицыных на Волхонке также находился возглавляемый Кандинским Музей живописной культуры .

Усадьба Голицыных после революции

В 1925 году по соседству с бывшей усадьбой Голицыных в бывшей Первой мужской гимназии (ул. Волхонка, дом 16) разместился Коммунистический университет трудящихся Китая , просуществовавший в Москве до 1930 года и готовивший кадры для Гоминьдана и Коммунистической партии Китая.

Главное здание бывшей усадьбы Голицыных в 1928-1930 годах было надстроено двумя этажами, в результате чего был уничтожен венчающий портик фронтон. Здесь разместился Институт философии АН СССР , входивший в состав Коммунистической академии. Многие помещения внутри лишились своей первоначальной отделки.

Уже надстроенное здание бывшей усадьбы Голицыных и еще не снесенные усадебные флигели вдоль Волхонки. Фото из архива ИФ РАН

Еще не снесенные флигели вдоль Волхонки, Коммунистическая академия и Музей изобразительных искусств. Фото с Храма Христа Спасителя

Здание Института философии РАН вскоре после реконструкции. Фото из архива ИФ РАН

Здание ИФ РАН на Волхонке в момент переезда

Уголок в бывшей усадьбе Голицыных

Рядом по улице Волхонке позади левого флигеля в начале 1930-х годов была построена заправка, которая должна была стать частью грандиозного комплекса Дворца Советов на месте разрушенного Храма Христа Спасителя. Флигели, выходившие на Волхонку, были снесены, однако красная линия улицы хорошо прослеживается до сих пор.

) в готическом стиле похожий на старинный рыцарский замок со стрельчатыми окнами и двумя трёхъярусными гранёными башнями по бокам. Построен в 1831–1836 гг. Принадлежал князю А. Н. Голицыну, позднее графине Паниной. С 1835 по 1840 год вокруг дворца была разбит парк. Ныне корпус санатория «Ясная Поляна». В гостиной старого особняка открыта постоянная выставка документов и фотографий посвященная жизни Л. Н. Толстого в Крыму , который проживал здесь с 1901 по 1902 год.

Памятник архитектуры национального значения (постановление Совета Министров УССР от 06.09.1979 № 442, учётный № 1217-Н).

Дворец князя Голицына

Особенно манящим Южное побережье Крыма сделалось в прошлом столетии. Именно сюда, на юг, устремляются все: от придворной знати и высших царских чиновников до помещиков и капиталистов. В течении каких-нибудь двух десятков лет на Южном берегу появилось немало великолепных дворцов. И Южный берег стремительно превращается в аристократический курорт, в его застройке принимают участие известные архитекторы и инженеры. Для украшения дворцов ввозятся картины и скульптуры из Петербурга и Москвы, Парижа и Рима.

Гаспра становится собственностью одного из крупнейших богачей России - князя Голицына друга Александра I, министра народного просвещения. Здесь он решил построить дворец, куда рассчитывал удалиться после выхода на покой.

Строительством дворца и обустройством территории занималась родственница и приятельница могущественного сановника - княгиня Анна Сергеевна Голицына, владелица соседнего с Гаспрой имения «Новый Свет». Для себя и князя она выбрала стиль модной тогда готической архитектуры.

Голицынский дворец, украшенный старинными зубчатыми башнями, опутанными плющом, стрельчатыми окнами был возведён по проекту архитектора Ф. Эльсона (первоначальный проект принадлежал французу О. Монферрану). Среди кореизских скал он являлся наиболее солидным и стройным созданием крымской усадебной «готики» и получил название «романтическая Александрия» . Постройкой дома руководил англичанин В. Гунт, принимавший участие в строительстве Воронцовского дворца .

К осени 1833 года Дворец для князя Голицына был закончен только внешне. Устройство имения довершила разбивка парка, начатая в 1835 году и продолжавшаяся до 40-х годов. Первое время владельцы пользовались услугами Воронцовского садовника. Потом появился собственный мастер - Людвиг Кремер. Основную территорию занимал английский сад, в котором среди местных дубов, горных кленов и буков появились экзотические пришельцы -платаны, кипарисы, каштаны, кедры. В лабиринте дорожек, среди древних дубов, прорыли маленькое озерцо с готической руиной на берегу, через которую пробивался водопад. Гладь воды отражала вершину Ай-Петри .

Уже в середине 1830-х годов Гаспра стала важной достопримечательностью Южного берега Крыма и входила в обязательный осмотр путешествий. Во время поездки по Крыму, замок в отсутствие хозяина 19 сентября 1837 г. навестил император Николай I, в сопровождении большой свиты в которую входил Жуковский.

В 1843 г. Александр Николаевич подал в отставку и через год умер в Гаспре от аполексического удара. На кладбище Георгиевского монастыря сохранилась могила, где нашел свой последний приют князь Александр Николаевич Голицын. Единственное свое недвижимое имение, состоящее в садах и строениях, он завещал престарелой сестре по матери Калогривовой. Уже в 1865 г. имение перешло в руки Владимира Васильевича Левашова, женатого на урожденной графине Паниной.

Дворец графини Паниной

Брак Паниной с Левашовым был неудачным. Громкий бракоразводный процесс начисто отбил у молодой Софьи желание повторного замужества, а заодно и вызвал отвращение к светской жизни. После смерти бабушки в 1899 г., она с головой окунулась в общественную благотворительную деятельность. Строила больницы, школы, помогала голодающим, содержала за свой счёт сотни знакомых и совсем не знакомых ей людей. Построила в Петербурге, для рабочих, народный дом с воскресными классами для малограмотных, с мастерскими, бесплатной столовой и амбулаторией.

В 1895 году она занялась ремонтом гаспринского дворца, при ней земли имения значительно расширились. На востоке граница проходила вдоль поместья Ай-Тодор Великого князя Александра Михайловича и «Барбо-Кристо» А. А. Бекетовой, на юге - заканчивалось Алупкинским шоссе, на западе границей служило русло реки Биюк-Узень, на другом берегу которой было имение графини Клейнмихель и дача наследников И. Н. Гончарова, брата Натальи Николаевны, жены А. С. Пушкина.

Своим цветущим состоянием, усадьба во многом обязана неутомимым трудам опытного и деятельного управляющего Карла Христиановича Класена. При нём производился капитальный ремонт и строительство новых сооружений, наладился хозяйственный механизм усадьбы, украсился парк, сад, огород и виноградники стали полностью обеспечивать потребности многочисленных постояльцев и временных обитателей.

Графиня Панина, обладавшая предпринимательской жилкой, сдавала дворец как дачу состоятельным лицам. С сентября 1901 по июль 1902 года , работавший в Гаспре над повестью «Хаджи-Мурат». В гости к нему приезжали А. П. Чехов, М. Горький, А. Куприн, Ф. Шаляпин. Сейчас, в комнатах, где он проживал, работает музей писателя. Перед отъездом из России в Гаспре в 1917 г. целый год жила семья Набоковых.

Во времена Толстого во дворце было 8 наружных дверей, 19 «готических» окон и 8 балконных, 8 голландских печей и 4 камина, 4 прихожих, 12 жилых комнат. Внизу имелись четыре просторные комнаты, сообщающихся с большим холлом. Л. Н. Толстой проводил время на нижней застекленной террасе, на которой стоял гарнитур плетеной в зеленую сетку мебели, множество диванчиков, стульев, кресел, столов, кушетка.

Санаторий «Ясная Поляна»

В первые годы Советской власти во дворце был устроен санаторий для учёных. Торжественное открытие здравницы, которая стала носить диковинное имя ЦКУБУ - санаторий Центральной комиссии по улучшению быта ученых «Гаспра» на 60 мест, состоялось 17 июня 1922 года, а название «Ясная Поляна» ему присвоено в 1947 году.

Сначала это было небольшое курортное учреждение на 60 коек. Постепенно расширяясь, оно превратилось в здравницу на 900 человек. Сейчас это санаторий матери и ребенка на 900 человек. Четырехэтажный корпус на 180 мест, воздвигнутый у замка, вошел в строй в 1960 году, 1967 году было закончено сооружение клуба-столовой, в 1976–1978 годах - спальных корпусов на 360 и 196 мест. Подвесная канатная дорога связала здравницу с пляжем. Достопримечательность санатория - постоянная выставка документов и фотографий, отражающих жизнь и литературную деятельность Льва Николаевича Толстого в годы его пребывания в Крыму.

Эта выставка открыта в гостиной старого особняка. У дверей старинной постройки прикреплена мемориальная доска «В этом доме с 8.IV.1901 г. по 25.VI.1902 г. жил Лев Николаевич Толстой. Здесь у него бывали А. П. Чехов и А. М. Горький». Здесь же экспонируется овальный стол, за которым работал писатель. Стол был найден на чердаке и реставрирован, починены старинные часы. В комнате, где жил Толстой теперь учебный класс, а на толстовской веранде воздухолечебница для малышей.

В 1971 году во дворце установлен бюст писателя работы ялтинского скульптора Д. М. Журавлева. Памятным для «Ясной Поляны» было пребывание в ней видных деятелей отечественной науки Кржижановского, Капицы, Иоффе, Ферсмана. По свидетельству жены Ферсмана, муж совершал в 1935 году отсюда геологические экскурсии в Гурзуф , на Аю-Даг . Дважды в «Ясной Поляне», в 1923 и 1929 годах отдыхал Белорусский поэт Янка Купала. Здесь он написал ряд стихотворений, вошедших в цикл «Крым».

Как добраться?

Добраться до дворца можно на маршруте № от ялтинского автовокзала . Остановка «Ясная Поляна».

Адрес: п. Гаспра, ул. Севастопольское шоссе, 52.

Говорят, знаменитого князя Феликса Юсупова на склоне лет в Париже посетили советские корреспонденты. Они взяли у него интервью. Князь при этом тоже задавал вопросы. В частности, он спросил, цел ли его дворец на Мойке, где он убивал Распутина, и что в нем находится. Ответ Юсупова восхитил. Он звучал так: «Дом культуры ленинградского учителя». Вероятно, былые владельцы дворца в Гаспре тоже порадовались бы нынешней его судьбе.

Где находится дворец в Крыму?

Гаспринский дворец («Романтическая Александрия», «дворец графини Паниной в Гаспре») находится недалеко от центра курортного поселка. Его окружает – памятник ландшафтного искусства. Здание принадлежит санаторию, но осмотреть его снаружи и побывать в саду могут все желающие.

Имение Паниной на карте Крыма

Из истории появления усадьбы: отцы-основатели

Правильнее было бы сказать «матери», так как хотя изначально имение принадлежало князю Александру Голицыну, больше усилий в него вложили женщины. А.Н. Голицын был крупным сановником двора Александра I. Место для строительства комплекса ему присмотрела родственница А.С. Голицына, владевшая Новым Светом.

Она же наняла архитекторов Эльсона и Гурта (оба были очень известны в Крыму в то время) для реализации проекта. Работы продолжались с 1830 по 1837 гг. Комплекс назвали «Романтической Александрией» — в честь императора Александра и самого владельца. Князь-владелец долго не мог решиться бросить государственные дела и отправиться в Крым на заслуженный отдых. Ему также вечно не хватало денег (не редкость в среде князей), следовательно, многие идеи, в частности по оформлению парка, остались не реализованными.

В конце концов, А.Н. Голицын ушел в отставку и поселился во , но прожил в нем лишь год. После его смерти усадьба несколько раз переходила из рук в руки и порядком обветшала, пока наконец-то не досталась В.В. Левашову и его жене – графине О.В. Паниной. Произошло это в 1865 г. В самом конце столетия последняя передала дворцовый комплекс племяннице, С.В. Паниной.

Ольга Викторовна Панина завершила сооружение парка, построив фонтан и насадив новые растения (их теперь около 100 видов). Она же обеспечила ремонт и облицовку сооружения, благодаря чему оно приобрело современный вид.

Оздоровление вчера и сегодня

Надо сказать, что обе графини, тетка и племянница, мало жили в своем экзотическом доме. С его помощью они реализовывали возможности модного курорта, каким к тому времени уже был Крым. Дворец графини Паниной превратился в пансион для отдыхающих знаменитостей. Здесь бывали Ф. Шаляпин, В. Набоков, М. Горький, А. Чехов, довольно долго жил Л. Толстой, написавший во время этих «каникул» «Хаджи-Мурата». Владелицы были активными благотворительницами, причастными к организации школ и больниц для рабочих.

И советская власть поддержала их начинания. После революции имение национализировали и устроили санаторий. Одним из его гостей был знаменитый белорусский поэт Я. Купала. Во время войны здесь действовал госпиталь для раненых советских солдат, а потом вновь появился санаторный комплекс. В 50-е гг. его перепрофилировали в семейную здравницу матери и ребенка и назвали «Ясной поляной» в честь Л. Толстого. Санаторий работает и сегодня. Графини Панины, вероятно, одобрили бы такое использование своего дворца.

Чем интересен дворец графини Паниной?

Фото ансамбля позволяет оценить его необычную архитектуру. Эльсон и Гурт применили при строительстве модный в их времена готический стиль, поэтому он напоминает замок средневекового феодала. Его облицовка во времена О.В. Паниной была выполнена в серых тонах, что усилило впечатление. Князь Голицын собирался дополнить строение рвом, но у него не хватило средств,
а графиня вместо этого соорудила фонтаны.

Строение имеет две башни, верхние окна которых стилизованы под бойницы. Другим окошкам придана стрельчатая форма, что тоже свойственно готическому стилю. В парке при дворце некоторые растения происходят из . Здесь немало экзотики, свезенной со всех концов мира. Выполнен он в английском стиле, не зря первым садовником здесь был иностранец – К. Кремер. Картину дополняют аллеи, где можно погулять в тени, и несколько беседок. Петербургские гости, приезжая во дворец графини Паниной, Крым не без оснований называли земным раем.

Хотя здание уникальной достопримечательности Гаспры сегодня принадлежит санаторию, доступ в парк не ограничен. Действует во дворце и музей Л.Н. Толстого, обустроенный в тех комнатах, где жил писатель. Отзывы как знаменитых гостей прошлого, так и современных туристов, отмечают экзотическую красоту дворца Паниной и гармоничность окружающего ландшафта.

Как добраться до дома?

На общественном транспорте доехать до дворца графини Паниной несложно. Из Ялты в направлении Гаспры идет несколько маршруток, самые оптимальные — №132 (32) и 115 (26).

На автомобиле добраться до описанного имения проще всего, для этого достаточно проследовать по такому маршруту:

Туристу на заметку

  • Адрес: Севастопольское шоссе, 52, пгт Гаспра, городской округ Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.435107, 34.098594.
  • Телефон: +7-978-000-15-59.
  • Официальный сайт: http://www.polyana-crimea.com.ua/
  • Режим работы: с 9:00 до 17:00.

Туристам, отдыхающим на Южном берегу Крыма, есть чем заняться. Можно лежать на пляже и наслаждаться морскими купаниями, карабкаться на горы или лезть в или прогуляться к санаторию «Ясная поляна», посмотреть средневековый дворец графини Паниной в Гаспре, его роскошный парк и почувствовать себя настоящим аристократом! Смотрите в завершении небольшое видео об описанной выше достопримечательности.

Голицынский дворец (Дворец Паниной, дворец «Гаспра») – одна из старейших достопримечательностей Крыма, которая расположена на южном побережье полуострова в Гаспре. Возведение дворца для князя А. Н. Голицына и его семьи было начато в XIX веке. Заниматься проектами доверили знатному в то время архитектору Гунту – автору проекта Воронцовского дворца.

Большое внимание было уделено не так возведению самого дворца, как обустройству окружающей его территории. Занималась этими делами родственница князя Анна Сергеевна Голицына, которая выбрала стиль готической архитектуры, преобладающий в ее имении.

Парк дворца был поставлен на особый счет, так как запросы князя не мог удовлетворить ни один садовник. После долгих поисков остановились на Людвиге Кремере, сумевший создать удивительные шедевры из растений, которые очень понравились князю. Но по причине малобюджетности, парк украсили всего несколькими аллеями, цветниками и английским садом с кипарисами, буками, каштанами, горными кленами и платанами. Также посреди этого сада создали искусственное озеро с небольшим водопадом.

В 1830-х годах Голицынский дворец стал узнаваемой достопримечательностью Крыма. Полюбоваться на красоту здания и парк приезжало множество туристов, а также сам Николай-I со всей своей придворной свитой. Но в этот момент хозяина имения не было дома, и в одной из комнат дворца, где располагался портрет князя, Николай-I оставил ему послание, в котором он восхищался красотой здания и выражал уважение к Голицыну.

После кончины князя (1843 год) имение перешло по наследству его сводной сестре по матери, Кологривовой Е. М.. В завещании было указано, что в дальнейшем она может либо передать права на владения замком племяннику Голицына, либо продать все имение. Но вскоре умерла сама сестра князя, а через несколько лет и его племянник. Затем некоторое время владельцем замка был князь Николай Николаевич – старший.

Свое второе название дворец получил по фамилии графини Паниной – жены следующего хозяина дворца Левашова В.В. Приобрели они его в 1865 году и на протяжении последующих 30 лет занимались его восстановлением. В результате получился замок с облицовочными стенами из мозаики и с крышей из красной марсельской черепицы. Также на территории было построено еще несколько зданий – дома для управляющего, сторожа, садовника, гостей. Большой вклад в восстановление и придание усадьбы цветущего вида внес управляющий Класен К. Х. Именно он восстановил виноградники, огород и сад, которые теперь соответствовали всем потребностям владельцев имения.

С 1901 по 1902 год в замке проживал Л. Н. Толстой. Его приезжали навещать Шаляпин, Горький, Чехов. В 1922 году во дворце был открыт корпус санатория «Ясная поляна», располагающийся там и по сей день.