Рейтинг 

Тур путешествие по прибалтике три страны. Самостоятельная поездка в Ригу — пять простых шагов Путешествие по литве и латвии

Чтобы познакомится с Прибалтикой, необходимо побывать во всех трех странах: Латвии, Литве и Эстонии. Кто-то из вас скажет, что Прибалтика, - это не только вышеперечисленные страны, но мы будем касаться только их. В первую очередь посетим три столицы: Ригу, Вильнюс и Таллин. Желательно побывать в них при одинаковой погоде и с одинаковым настроением, чтобы ничто не мешало сравнивать эти три города. Не слушайте никого, кто говорит, что тот или иной красивее или интересней. Они все интересные, красивые и вообще у каждого свое мнение. Я бывал несколько раз в Прибалтике, что-то понравилось больше, поэтому это что-то постарался включить в маршрут. Программа маршрута составлена так, что можно управиться за неделю. Итак: Санкт-Петербург - Таллин - Цесис - Сигулда - Рига - Бауска - Шяуляй - Каунас - Вильнюс - Даугавпилс - Резекне - Санкт-Петербург. Это ключевые пункты, теперь подробнее:

Санкт-Петербург – Таллин

Не буду подробно останавливаться на подготовке машины, документов и т.д. Все не предугадаешь. Правда, с недавних пор, я беру в дорогу минимум два навигатора. Все больше доверяю «booking.com» и, по возможности, возвращаюсь к cash. Не забываем, что эстонскую границу обратно пересекать трудно и надо покупать очередь, поэтому возвращаемся через Латвию.

Расстояние от Санкт-Петербурга до Таллина составляет 362 километра и ориентировочное время в пути около 5 часов, не считая времени, потраченного на таможне. Лучше всего передвигаться пока все спят, поэтому выезжаем часика в 4 утра. На границе мы будем около 6, а там уже как повезет. Для достаточного ознакомления со Старым Городом Таллина необходимо 4 часа. Тем, кто любит помедленнее этого времени не хватит.

Автомобильные стоянки рядом со Старым Городом стоят 3-4 евро в час, есть дешевле неподалеку, но не факт, что на них будут свободные места. Если сравнивать цены на гостиницы во всех трех столицах, то Таллин с Ригой приблизительно одинаковы, а вот Вильнюс подешевле, но не хуже.

Для меня Таллин всегда разный, по воздействию. Иногда я им восхищаюсь, а порой он мне скучен, видимо это зависит от настроя, настроения и компании. В «Старом Городе» помимо основных достопримечательностей, таких как:


Городская Ратуша


Домский Собор


Церковь Олевисте


Церковь Нигулисте


Собор Александра Невского


Крепостные башни и стены


Церковь Яани

… существует множество красивых и глухих улочек, уголков, дворов. Есть несколько смотровых площадок, с которых открываются прекрасные виды на город. Множество магазинчиков и интересных кафе. Архитектура здесь очень разная, разных эпох, стилей и «национальностей».

Никогда не забуду впечатления от первого посещения Таллина. Это было на Новый 2007 Год, когда начинали пробовать катать туристов Хельсинки-Стокгольм-Таллин. Первой ласточкой было пассажирское судно Vana-Tallin, то есть «Старый Таллин», не путать с одноименным напитком. И, кстати, название он свое оправдывал – 1974 года постройки. В тот год зимы не было и льда тоже. В Хельсинки 1 января было +6, а в Стокгольме +8. Когда шли из Хельсинки в Стокгольм попали в жуткий шторм и люди, вспоминая эту ночь, уже выходя из Стокгольма в Таллин крепко «набрались», чтобы уснуть и не болтаться по палубам, цепляясь за все, что можно и друг за друга. Прибыли в Таллин все немного помятые, но в предвкушении новых впечатлений. Нам выделили автобусы, экскурсоводов и какое-то время на осмотр города. Целый час собирались и ждали опоздавших, потом катались по всему Таллину и слушали экскурсовода, которая не особо скрывала ненависть ко всему русскому. Высадив нас у стен «Старого Города» и вручив другому экскурсоводу, она уехала вместе с автобусом. Первыми словами «нового» экскурсовода были: «Забудьте все, что она говорила», «теперь побежали, у нас мало времени». Мы вроде и не отставали, но на очередном повороте экскурсовод исчез. С начала его экскурсии прошло 15 минут. Нас таких оказалось полгруппы, мы плюнули и пошли каждый своей дорогой. На улице было промозгло, сыро, холодно и ветрено. Только к вечеру, когда зажглись гирлянды и стих ветер, стало получше, потеплее и гораздо красивее. Вот такие они были – первые впечатления.

Если вы не собираетесь вечером посетить паб или просто посмотреть на ночной город, то остановиться на ночлег можно по дороге в сторону Риги. Я останавливался в Ruunawere Hotel , недалеко от Таллина, очень понравилось. Есть небольшая зарисовка о гостинице в разделе «Видео». Вообще интересных мест для ночлега много: усадьбы; гостевые дома; коттеджи и т.д. Если вы планируете поездку за 21 день или раньше, то можно получить эксклюзивные предложения на бронирование гостиниц, но это вы, наверное, знаете. Если же планируете задержаться в городе, советую Kalev Spa Hotel & Waterpark . Удобно, уютно, рядом со «Старым Городом», хороший ресторан и после долгих прогулок можно поваляться в джакузи, расслабить мышцы или поплавать.

Цесис-Сигулда

От Таллина до Цесиса (Сигулды) около 300 километров. По времени часа 4. Можно поехать тремя способами, но проще всего через Пярну. После Пярну дорога идет вдоль побережья и если на улице лето, то можно свернуть к морю и искупаться, позагорать. Отдохнуть одним словом. Основные достопримечательности Сигулды и Цесиса за один день не осмотреть, даже бегло, поэтому рассчитывайте где-то заночевать. Оба этих города приблизительно в одинаковом расстоянии до Риги, Сигулда чуть ближе, где вы остановитесь, особой роли не играет.

В районе этих двух городов настоящее средоточие средневековых замков, различных достопримечательностей, здесь есть что посмотреть и чем заняться. Так же считают и рижане, поэтому в выходные здесь может быть людно. Делайте выводы.

Начнем с Цесиса. Здесь расположен самый большой в Латвии и хорошо сохранившийся…


Цессийский (Венденский) Замок

Красивый парк у подножия замка, располагает к неспешной прогулке и отдыху. Сам замок ничем особенным не отличается, просто интересно прикоснуться к истории, взять подобие старого фонаря и пройтись по темным лестницам и закоулкам. Рядом со старым замком находится


Новый Цессийский Замок

Здесь сейчас работают кассы, а также музеи истории и искусства. Практически вплотную к этим замкам расположилась


Церковь святого Иоанна

Это величественное сооружение - самая большая церковь Латвии, построенная за пределами Риги (XIII век). Она принадлежала Ливонскому ордену.

Помимо основных достопримечательностей, здесь очень приятно прогуляться по кварталу деревянной застройки. Приятные домики, повидавшие много интересных историй, дают возможность отдохнуть от «каменных джунглей» больших городов.

Недалеко от Цесиса находится еще одна достопримечательность местного края, так называемый


Озерный замок Арайши

Здесь, в XIX-XI веках жили латгалы. Достаточно большой район для прогулки, где вы можете познакомиться с древним бытом и строениями, развалинами Арайшского орденского замка и озерным поселением.

Вот, что нужно обязательно посетить в этом районе:


Турайдский замок


Старый Сигулдский замок


Новый Сигулдский замок

Разумеется, кроме замков, здесь еще много чем можно заняться. Огромный парк, зоопарки, канатные дороги, пещеры и т.д. Зимой работают горнолыжные склоны. Здесь одна из лучших бобслейных трасс.

В этих краях я останавливался только в одной гостинице - Hotel Atputa , она находится в Цесисе. Тихая, уютная гостиница, хороший ресторан, вежливое обслуживание.

Рига

Из Сигулды до Риги ехать меньше часа. Как только въезжаю в Ригу, не могу избавиться от ощущения, что еду по окраинам Питера. Здание Латвийской Академии довершает образ большого, советского города. Только в «Старом Городе» приходишь в себя и возвращаешься в туристическую шкуру. Машину лучше припарковать со стороны набережной. Пока не забыл, полиция в Латвии такая же, как и в России. Любят проверить на алкоголь, устроить засаду, «рассчитаться на месте». Если на табличках паркингов что-то понаписано по-латышски, лучше там не останавливаться, оштрафуют. Алкоголь: Эстония(0,2 пр), Латвия(0,5 пр),Литва(0,4 пр). Желаю не попасться.

Рига-другая! Другая, чем Таллин. Во-первых, здесь нет перепада высот, и поэтому все находится как бы на одной плоскости, вдоль набережной Даугавы. Кстати, обязательно побывайте на другой стороне реки, оттуда открывается прекрасная панорама «Старого Города» . Все достопримечательности достаточно плотно скомпонованы. Для того чтобы осмотреть абсолютно весь «Старый Город» вы не раз будете выходить на места, которые уже видели. Это не «бег по кругу», но где-то рядом. Архитектура Таллина многообразна и многонациональна, а в Риге выдержан определенный стиль.

Я давно заметил, что туристам одинаково нравятся как большие, огромные церкви или замки, так и совсем маленькие, даже крошечные «мульки», типа питерского «Чижика-Пыжика» . И везде, в любом городе мира, реакция на них одинаковая. Надо обязательно погладить или бросить монетку, ну, и конечно, сфотографироваться. Одной из таких рижских «мулек» является памятник «Бременским музыкантам», почти копии такого же, расположенного в родном городе. Здесь в программу аттракциона включено еще и подпрыгивание. Все стараются погладить зверька, находящегося повыше. Прогуливаясь по Старой Риге, вы не раз увидите необычные фигуры и инсталляции.


Бременские музыканты

Теперь, давайте пробежимся по основным достопримечательностям «Старого Города»


Дом Черноголовых


Домский собор


Церковь святого Петра и панорамы со смотровой площадки.


Ратуша и ратушная площадь


Рижский замок


Церковь скорбящей Богоматери

В советские времена, как только надо было показать «заграницу», все киностудии ехали в Ригу, здесь каждый дом, каждый перекресток побывали в качестве декораций. Здесь жили «Шерлок Холмс и доктор Ватсон», разыгрывались шпионские страсти «Семнадцать мгновений весны», распевали песни «Д"Артанъян и Три Мушкетера»

На счет перекусить в Риге, выбор огромный и ценники уже достаточно демократичные. Если вы слышали про ЛИДО, то я бы не советовал его посещать в «Старом Городе», можете испортить впечатление, лучше поехать в Центр отдыха ЛИДО на улицу Краста 76. Готовят там прекрасно, вкусно и не дорого.


ЛИДО

Для туристов с детьми советую посмотреть рижский зоопарк и его постояльцев. Вообще, Рига прекрасный город и я думаю, вы захотите сюда приехать еще не раз, посмотреть не только его, но и окрестности, такие, например, как Юрмалу, замок Яунмокас, музей Даугавы. Или провести летнюю ночь на улицах и в пабах «Старого Города», который никогда не спит.

Бауска-Рундальский Дворец

Если вы уже все посмотрели в Риге и не собираетесь останавливаться на ночь, можно отправиться в сторону городка Бауска. Точнее, наша цель – Рундальский дворец. Ехать около часа, а гостиницу могу посоветовать Hotel Rundale . Она очень выгодно расположена всего в 250 метрах от самого дворца.

Городок Бауска совсем не большой, но и здесь много интересных мест. Есть церкви, старые кварталы, Баусский замок. Здесь варят вкусное латвийское пиво. На ратушной площади можно хорошо и вкусно посидеть в кафе. Но в связи с тем, что этот город мы посетили только ради Рундальского дворца, туда мы и отправимся.


Принадлежал дворец герцогу Эрнсту Иоганну Бирону. Построен был в 1740 году. В этом же году Бирон, после государственного переворота, был арестован и сослан, вернувшись только в 1763 году. Тогда же к 1768 году Растрелли завершил внутреннюю отделку помещений.

Дворец поражает своей изысканностью интерьеров и богатством убранства. К сожалению, я там был в зимнее время, и мне не удалось посмотреть великолепие цветущего французского парка, раскинувшегося на площади в 10 гектаров, замкнутого со всех сторон каналом, за которым, в свою очередь простирается охотничий парк.

Во дворце постоянно что-то делаю, реставрируют, украшают, ухаживают, восстанавливают, даже одежду. Все блестит чистотой и чувствуется, с какой любовью местные работники относятся к экспонатам. Дворец и его убранство оставили неизгладимое впечатление в памяти. Обязательно приеду летом, чтобы погулять в саду и парке.

Крестовая Гора. Шяуляй

Дворец Френкеля

Теперь мы направляемся в сторону Литвы, точнее, в сторону города Шяуляй. Немного не доезжая до города, делаем обязательную остановку у Крестовой Горы или Горы крестов. Это одна из самых неожиданных достопримечательностей всего маршрута. Честно говоря, я не знал, чего ожидать, но был наслышан и был готов удивиться, но не настолько. Сюда действительно везут кресты со всего мира и это действительно Гора из крестов.

Место окутано легендами. При советской власти его уничтожали 4 раза, но Гора никуда не делась, а крестов становится все больше и больше. Даже Папа Римский «отметился» здесь довольно внушительным крестом. Наши крестики, как капельки воды, растаяли в море огромных волн из крестов.

Даже если это место первоначально не несло какой-либо энергетической нагрузки, то миллионы молитв и чаяний, приходивших сюда, пропитали это место верой. Здесь нет ограничений, порядков, уставов, которые так любят в церквях различных конфессий, здесь человек один - на–один со своими чувствами, с Богом.

Следующим пунктом нашего путешествия будет город Шяуляй. Мы были там проездом, останавливались перекусить, прогуляться по пешеходной улице, зайти в Кафедральный собор. Погода была отвратительная, да и спешили мы в сторону Каунаса, поэтому ничего особенного сказать про этот городок не могу. Была попытка посетить музей кошек, но, только сунув туда нос, решили не тратить время.

Теперь отправляемся в один из самых красивых городов Прибалтики- Каунас, он так и называется – «Красивый». И даже сомнений нет в том, что там надо остановиться на ночь.

Каунас

Так часто бывает, что люди едут в столицы, а находящиеся рядом города, в которых не меньше интересного, проезжают мимо. Каунас не жалуется на отсутствие туристов, но едут туда незаслуженно меньше, чем в Вильнюс и Тракай. Каунас великолепен. ИМХО конечно, но даже погода не помешала мне просто влюбиться в этот город.

"Старый Город" Вильнюса большой, просторный, в основном пешеходный, под защитой ЮНЕСКО. Мне очень понравилось неспешно прогуливаться по основным улицам и площадям, но там много людей, а вот если свернуть куда-нибудь в сторону, через пару минут становится просто безлюдно и можно заблудиться. Поставил машину на одной из стоянок в южной части «Старого Города», поставил отметку в навигаторе, понадеявшись на технику, и отправился на бесшабашное изучение, вместо того, чтобы взять мел и оставлять отметины на домах и тротуарах. Заблудился. А стоянка платная и по часам, штрафы большие, неприятно. Вывод такой, надо ставить машину в северной части, там, где замковая Гора и башня Гедемина. Если этот ориентир выпадет из вашего поля зрения, люди помогут. А я даже объяснить толком не мог прохожим, где стоит моя машина «рядом с церковью или костелом». Да их тут… . Теперь, с приходом новых гаджетов и приложений, стало гораздо проще.

Что же интересного можно увидеть в «Старом Городе»?


Костел святого Каземира


Президентский Дворец


Собор святого Николая


Церковь святой Параскевы (Пятницкая церковь)


Кафедральный собор


Острая брама


Бернардинский костел и церковь святой Анны

Кроме этого есть еще: башня Гедемина, костел св. Терезы, церковь Святого Духа, церковь святой Троицы, бастион вильнюсской оборонительной стены, костел св. Иоаннов, костел св. Михаила,костел св. Анны, костел св. Игнатия и монастырь иезуитов,Алумнат,костел св. Екатерины, костел Успения Пресвятой девы мари, костел св. Николая, и т.д, и т.п. Это далеко не все, и это только в самом «Старом Городе». Теперь представляете, как трудно было отыскать нужный костел, церковь или храм?

Одно из самых приятных впечатлений – это цены. В кафе, ресторанах, гостиницах и т.д. Хоть в деловом центре, хоть в «Старом Городе» есть множество мест, где можно приятно провести вечер, ночь и все остальное время суток. Поели, отдохнули, еще поели и в путь. Теперь в обратную сторону, домой. Промежуточным пунктом будет Даугавпилс и там можно заночевать или посмотреть город и доехать до небольшого городка Резекне и остановиться там.

Даугавпилс-Резекне


Даугавпилс - тот самый город, в котором я в очередной раз убедился, насколько погода влияет на восприятие, первое впечатление, да на фотографии, наконец. Первый раз я там был в ужасную, мерзкую, пакостную погоду, проездом, а второй – отличная погода, тепло, никуда не спешили, прекрасная гостиница, неспешный променад. Земля и небо. Отличный городок, красивый, интересный. Самая главная достопримечательность, а вернее «гора достопримечательностей» - это «церковная горка». Здесь буквально в метрах друг от друга расположились четыре храма разных конфессий.


Кафедральный собор Мартина Лютера


Римско-католический костёл Пресвятой Богородицы


Даугавпилсский православный кафедральный собор святых благоверных князей Бориса и Глеба


Новосретенский Храм Воскресения, Рождества Богородицы и Святителя Николы (старообрядческая)

В самом городе есть небольшая пешеходная улица, где можно просто пройтись, посмотреть по сторонам. Здесь есть крепость, она является определенным символом города. В плане проживания могу посоветовать гостиницу Park Hotel Latgola , она находится в центре, современная, не дорогая, часто бывают спецпредложения (двухместный стандарт – 2000 рублей), с верхних этажей открывается панорама города. Если же вам не повезло с погодой, то лучше оставить осмотр этого города на другой раз, а самим отправиться в сторону городка Резекне и остановиться передохнуть там.

Чтобы посмотреть информацию о Резекне или Даугавпилсе (любого другого объекта), кликнете по названию. Мы останавливались в Резекне только чтобы отдохнуть перед последним броском к дому. Погуляли, хорошо посидели в ресторане нашего отеля Kolonna Hotel Rezekne , и пораньше встав (в 4 утра), забрав «завтрак с собой», предварительно заказанный в гостинице, отправились в сторону границы.

От Даугавпилса до границы 2 часа пути, от Резекне 40 минут. Прибыв к границе около 5 утра, мы застали реально спящую таможню, пришлось будить, чтобы пропустили. Кошмар, могли вообще незаметно «просочиться» и вывезти всю Прибалтику. Вот в принципе и все. Маршрут, как вы понимаете, легко меняется, например, можно организовать все с зеркальной противоположностью. А из Таллина поехать в Хельсинки. 2-3 часа на пароме и вы в столице Финляндии. А там уже и вся Скандинавия перед нами.

У меня на сайте в разделе для туриста есть «Планировщик» , где вы можете просмотреть маршрут и описание, посчитать километраж, топливо и прикинуть время. Желаю хорошо провести время в Прибалтике. Набраться новых впечатлений и просто хорошо отдохнуть.

Хочу рассказать, как мы с подругой сами, без агенств, посетили Прибалтику. О достопримечательностях говорить не буду, только о деле. Как съездить самим. Это моё первое самостоятельное путешествие.

На момент нашей поездки такой тур по трем столицам Прибалтики стоил с человека 44000 на неделю, а нам вышло по 23000. Почти по два дня в каждом городе. Разница есть!!! СОВЕТ: всегда покупаю книги из серии Оранжевый гид. Замечательная серия. Беру с собой во все поездки, когда езжу сама.

ВИЗА. Сразу скажу, что мы решили подавать докумены в визовый центр. Немного дороже, но проще: если что не так исправят, а документы все равно перепечатывают на своих бланках. За деньги. Документы подаются в посольство или визовый центр той страны, где больше времени будете находится, именно ночей, независимо от последовательности посещения стран. Мы начали с Литвы, но документы на визу подавали в визовый центр Латвии , т.к. в Вильнюсе было два дня, но одна ночевка, а в Риге и в Таллинне по две ночи.Список документов найдете на сайтах. Вместе с документами обязательно привозите копии брони на проживание в отелях и копии всех билетов, страховку обязательно. Читайте внимательно. Например на момент нашего оформления не принимали бронь на отели от букинга в Литве . Может что-то поменялось. Мы бронировали на Hotels.com . Народу в центре было мало, сдали часа за полтора. Дольше ждали пока перепечатают документы. Через 10 дней приехал муж и забрал паспорта с визами. При сдаче документов вы отмечаете кто будет забирать. Очень удобно.

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ МЕЖДУ СТРАНАМИ: мы выбрали автобус. Билеты бронировали на сайте .

Очень удобный сайт. Автобусы в среднем идут часа 4. Смотреть в дороге особо не на что. Автобусы были пустые. Может не сезон туристический, а может так повезло. Мы выбрали вторую половину дня, уезжали часов в 5 вечера, приезжали часов в 9 вечера, спали, а на утро со свежими силами гулять по городу. Отели выбирали ближе к центру и к автовокзалам, чтобы не тратить лишних денег на дорогу..

ОТЕЛИ. Выбирали недорогие с расчетом только переночевать. Завтрак.

ВИЛЬНЮС. Прилетели на самолете компании airBaltic . Самолет крошечный: рядов 15 по два места через проход.

Долетели отлично. От аэропорта доехали на автобусе до отеля Комфорт Вильнюс 3*. В Вильнюсе два отеля с похожим названием и нас немного дезинформировали местные, но от одного отеля

до нашего лишних 15 мин пешком. Нашли. Отель маленький, но симпатичный. На ночь или две, не больше. В нашем номере даже шкафа не было.

Мы брали во всех отелях только завтрак. Кормили прилично, белье чистое. Все достопримечательности в пешей доступности. На дорогу нигде не тратились.

Прилетели в Вильнюс часов в 10 утра, автобус в Ригу был на следующий день в 16.30ч. От отеля до автовокзала пешком мин10. Почти два дня хватило на осмотр основных достопримечательностей и просто погулять по городу. Но отзыв не об этом. Путешествуйте сами, ничего не бойтесь.

РИГА. От автовокзала до отеля 4* пешком мин 10. Отель очень хороший. При бгронировании попали на скидку. Завтрак на убой, даже шампанское было. В турецких пятерках нет такого завтрака. Чисто, тихо, до центра 5-7 мин. В номере даже гладильная доска была с утюгом, чайник, чай, кофе. В 17.00 автобус в Таллинн. Везде ходили пешком, на транспорт не тратились.

ТАЛЛИНН. В Таллинне от автовокзала до отеля 3* на трамвае 10 мин и пешком 5мин. Отель неплохой, но в душе нет поддона, а в дырку в полу вода почти не уходила и заливала весь пол в санузле. Но в насмешку стояла швабра, знаете, с такой резинкой, чтобы воду собирать. Зато через дорогу Старый город и все достопримечательности. Обратно в Москву на самолете компании airBaltic. На такси 15 евро и через 20 мин на месте.

ВЫВОД: Самим дешевле в два раза, вы сами себе хозяева, путешествуйте сами и всё будет хорошо. Во всех городах ходили пешком, про цены на транспорт ничего сказать не могу.

– на этот раз девушка делится готовым планом поездки по Латвии. Побродить по Риге и полежать на пляже в Юрмале – отличная программа, но ты уверен(-а), что много узнаешь о стране из такого путешествия? Замки, водопады, маяки, пряничные города – куда еще ехать и что смотреть в Латвии – слово Маше.

Почему Латвия?

Латвия стала первой европейской страной, поездку в которую я полностью спланировала сама. Мы хотели в Европу, но были ограничены в деньгах и времени – всего десять дней, так что выбор пал на страны Балтии. Изначально мы собирались объехать Латвию, Литву и Эстонию, перемещаться между ними автостопом, но купить автобусные билеты до одной из стран – чтобы проще было получить визу. Самые дешевые рейсы были в Латвию – так и решилась судьба поездки.

Сейчас могу сказать, что Латвия – идеальная страна для тех, кто хочет впервые поехать в Европу, но боится языкового барьера и не хочет сильно тратиться. Но и опытным путешественникам тут будет интересно. Увы, Латвию часто недооценивают. Наши соотечественники и соседи нередко воспринимают ее как промежуточный пункт на пути в «настоящую Европу». Европейцы, напротив, едут туда, чтобы взглянуть на посткоммунистическую страну. Но не думай, что побродив по улочкам Риги перед рейсом лоукостера или повалявшись на пляже Юрмалы, ты действительно увидел(-а) Латвию.

У меня сложилось впечатление, что в этой стране серьезно вкладываются в развитие туризма. Я бы описала это английской пословицей: «If you can"t have the best make the best of what you have» («Если ты не можешь заиметь лучшего, сделай лучшим то, что у тебя есть»). Здесь не так уж и много всемирно известных памятников архитектуры, впечатляющих природных достопримечательностей или мест с очень древней историей – так, в список ЮНЕСКО включены всего две точки из Латвии. Зато в каждом мало-мальски привлекательном городе оборудован информационный центр, а двадцать латвийских пляжей удостоены Голубого флага (знак качества и пригодности для безопасного купания). Все хоть немного интересное тут превращают в достопримечательность: от разрушенных фортов до телескопа радиоастрономического центра. Глядя на такое бережное отношение к своей истории, хочется выразить латвийцам уважение и даже слегка позавидовать им.

«Все хоть немного интересное тут превращают в достопримечательность: от разрушенных фортов до телескопа радиоастрономического центра»

Как добраться?

Мы ехали до Риги из Москвы на автобусе LuxExpress за € 35 с человека. Обратный билет брали до Петербурга, за € 17,5. Также из обоих городов в Латвию возят Ecolines. Если планировать поездку заранее, можно сэкономить. Так, минимальная цена билета LuxExpress из Петербурга до Риги – около € 13. Также из России в Латвию ходят поезда: фирменный поезд «Латвия-экспресс» из Москвы до Риги стоит от € 40,5, обычный из Петербурга – от € 37,5. Время в пути в обоих случаях – немногим больше 16 часов.

Из Минска в Ригу также можно добраться на автобусе. Государственный перевозчик «Минсктранс » довезет до Латвии за € 14,5. Есть и предложения от частных компаний: LuxExpress ходит раз в сутки, цена билета – от € 10, у Ecolines несколько рейсов, цена – € 23,8. Не забывай о скидках для молодежи и студентов!

Из Киева в Ригу ездит Ecolies, но путь будет не близкий – целых 30 часов в пути. Билет в одну сторону обойдется в € 50. Гораздо быстрее и проще будет долететь на airBaltic – около 2 часов в дороге и около € 100 за билет.

Жилье

За десять дней в Латвии мы не потратили ни цента на жилье благодаря каучсерфингу. Найти хоста в Риге – дело нетрудное: на сайте больше 700 пользователей из этого города, готовых принимать гостей. В других населенных пунктах ситуация отличается: во втором по величине Даугавпилсе население в семь раз меньше, чем в Риге, в третьей по величине Лиепае – в девять раз. В городах, где мы были, обычно проживало не больше десяти активных хостов – так что советую связаться с ними заранее. Нам удалось найти «кауч» в Риге, Лиепае и Кулдиге, еще пару раз мы заночевали в палатке.

Цены на жилье в латвийской столице радуют: ночь в хостеле – от € 5. В других городах все не так приятно: самый дешевый вариант с Букинга в Вентспилсе – от € 10, в Лиепае – от € 12, в Кулдиге – от € 19, а в Цесисе – от € 25. Если ты предпочитаешь осматривать страну в динамичном темпе и хочешь сэкономить, можешь, как и мы, сделать Ригу перевалочным пунктом. Расстояния в стране очень небольшие: при желании можешь выдвигаться из столицы ранним утром, осматривать какой-нибудь город и возвращаться к ночи.

Транспорт

Мы перемещались по Латвии на попутках. По мнению нашего хоста из Лиепаи, объехавшего около шестидесяти стран таким образом, автостоп на его родине – один из лучших в мире. Столь высокой оценки я бы не дала, но подтверждаю, что перемещаться по стране автостопом удобно и быстро. Среднее время ожидания для нашей пары составляло около 10 минут, максимальное – час. Приятным сюрпризом стало, что многие водители готовы потратить немного времени и бензина, чтобы доставить тебя прямо до места. Однажды водитель не только провез нас лишние километров пятнадцать до точки, куда вела не слишком популярная дорога, но оставил и на прощание номер телефона, чтобы мы связались с ним, если не сможем никого поймать на пути обратно.

Помимо автостопа мы опробовали междугородние поезда – доехали от Риги до Сигулды (около 50 километров). Билет стоит € 1,9. Нас везла вполне комфортная, хотя и слегка изрисованная электричка. Проверить расписание и маршруты можно на сайте компании Pasažieru vilciens (PV) .

Туда, куда нельзя доехать на поезде, ходят междугородние автобусы. Билет из Риги в Сигулду стоит € 2,75, в Вентспилс – € 7,55, из Лиепаи в Кулдигу – € 3,85. Проверяй расписание и цены , а на отдельном портале можно купить билеты онлайн, но с наценкой.

Национальная кухня

В Латвии любят ржаной хлеб. Настолько сильно, что не просто его едят, но и добавляют в разные блюда. Например, тут можно попробовать хлебное мороженое или хлебный йогурт с черносливом. А еще хлебный суп, который, как ни странно, едят не на первое, а как десерт. Готовят его из сухофруктов и собственно хлеба и приправляют сливками. Из ржаной муки делают еще одно местное блюдо – скландраусис – открытый пирожок с овощной начинкой (как правило, из вареных картофеля и моркови, смешанных с яйцом и политых сметаной).

В качестве основного блюда советую серый горох, который готовят с луком и копчеными шкварками. А на десерт продегустируй пирожное «Старая Рига» (Вецрига) с творожным кремом.

Большинство блюд латышской кухни можно попробовать в ресторане Lido , а пирожные «Старая Рига» и хлебные йогурты мы покупали в супермаркетах.

Язык

Языкового барьера в Латвии практически нет: как правило, молодое поколение говорит по-английски, старшее – по-русски. Из всех водителей, которые нас подвозили, на английском нам пришлось общаться только с одним – голландцем.

Лишь однажды у нас возникли сложности с коммуникацией. В Кулдиге мы забрели в рабочую столовую, каким-то чудом попавшую в путеводитель. В ней обедали только местные, меню как из школьной столовой висело на стенке и было только на латышском, а еду накладывали из огромных кастрюль и тазов, так что не было даже шанса понять, что там. Я обратилась к женщине на раздаче по-русски, а она ответила на латышском. Я повторила свой вопрос на английском – и тогда она перешла на русский.

Ситуация с языком в стране тесно связана с историческим контекстом. После распада СССР латвийское гражданство получили лишь 2/3 населения страны – граждане довоенной Латвийской республики и их потомки. Остальные же – преимущественно русские, а также белорусы, украинцы, литовцы, поляки и ряд других народов, проживавших на территории Латвии – получили статус «негражданина». На 2013 год между гражданами и негражданами было около 80 различий в правах: так, последние не могут принимать участие в выборах, занимать ряд должностей, для них есть экономические и другие ограничения. Чтобы получить статус гражданина, требуется пройти процедуру «натурализации»: дать клятву верности стране, уплатить пошлину, сдать экзамен на знание латышских языка, конституции, гимна и истории. При этом еще в 90-е годы русский язык перестал быть государственным.

На данный момент в стране до сих пор живет чуть больше 10 % людей, так и не получивших гражданство: кто-то считает несправедливой саму процедуру, кто-то не готов платить пошлину, кто-то не знает язык в достаточной мере, чтобы сдать экзамен. Однако далеко не всем латышам нравится, что в их стране живут люди, не желающие осваивать государственный язык и на нем говорить. По данным исследования 2005 года, 47 % латышей считали, что интересы русскоязычных в стране учитываются даже больше, чем следует. 68 % русскоязычных, напротив, считали, что их права ущемлены. По сей день отношения между двумя нациями внутри страны слегка наэлектризованы.

Маршрут

В визовом центре Латвии нас снабдили парочкой путеводителей, еще море информации я нашла на официальном туристическом портале Латвии . Изначально я хотела уместить в десятидневную поездку все страны Балтии, но, изучив десяток буклетов и сайтов, поняла, что на Литву и Эстонию времени просто не хватит.

Я пометила интересные нам точки на карте, и вырисовался маршрут: приезд в Ригу, осмотр страны к востоку от нее, затем – к западу, и наконец вновь возвращение в латышскую столицу, откуда шел автобус домой.

Рига и Юрмала

Рига стала первой европейской столицей, где я побывала. Меня восторгало все: органная музыка из костелов, брусчатка и черепичные крыши, цены в евро… Хотя нет, эти, скорее, огорчали. Я проштудировала кучу путеводителей, и не хотела пропустить ни одной рекомендованной там точки. Я восторженно бродила по Ратушной площади, пыталась уместить в кадре прижавшиеся вплотную к друг другу дома, получившие название Трех братьев, и высматривала черных котов на крыше дома, хозяин которого в отместку не принявшему его в купеческую гильдию старейшине развернул скульптуры пятой точкой к его окну. Впрочем, о Риге уже подробно написано в .

Из неупомянутых там мест я бы порекомендовала Латвийский этнографический музей под открытым небом (Brīvdabas iela 21) , куда со всей страны свезли более ста старинных деревянных строений. В теплое время года (с мая по сентябрь) вход для взрослых стоит € 4, для студентов очной формы обучения – € 2; в холодное (с ноября по апрель) – € 2 и € 1,4 соответственно. В летнее время на территории музея демонстрируют свое мастерство ремесленники. На прогулку мы потратили почти полдня и недорого пообедали в харчевне на территории парка.

«Меня восторгало все: органная музыка из костелов, брусчатка и черепичные крыши, цены в евро… Хотя нет, эти, скорее, огорчали»

Также советую зайти внутрь Латвийской национальной библиотеки (Mūkusalas iela 3) . Хотя многие местные жители считают ее уродливой, внутри она выглядит весьма симпатично. Можно осмотреть здание вместе с экскурсией на русском языке, которая бронируется по телефону в рабочие дни и стоит € 2. Я же погуляла по библиотеке бесплатно вместе с нашим хостом, увидев с 1 по 8 этажи. На сайте библиотеки сказано, что в воскресенье для визитеров доступны еще и 11 и 12 этажи.

Юрмалу мы посетили накануне отъезда, и нам она показалась довольно скучной с экскурсионной точки зрения, хотя здесь и находится более ста памятников деревянного зодчества государственного значения. Зато она хорошо подходит для курортного отдыха: треть из получивших Голубой флаг латвийских пляжей сосредоточена здесь, а общая протяженность благоустроенной береговой линии – 26 километров.

Сигулда

В Сигулду мы поехали ради замков, которых здесь целых три: средневековый Турайдский , разрушенный Кримулдский и более современный Сигулдский дворец . На неспешную прогулку между ними хватит половины дня, при этом ты полюбуешься видами долины реки Гауя и сможешь оценить несколько уникальных для Латвии объектов.

Во-первых, это пещера Гутманя (57.176235, 24.842062) глубиной 18,8 метров, шириной 12 метров и высотой 10 метров. Тех, кто увлекается спелеологией или просто бывал когда-то в пещерах, такие размеры едва ли впечатлят, но это самая большая пещера в странах Балтии. Во-вторых, до Кримулдского замка с противоположной стороны реки можно добраться на единственной в стране канатной дороге. Виды открываются роскошные, но цена за 7 минут пути неоправданно высокая – € 8 в одну сторону. Прямо из кабинки трамвайчика можно прыгнуть с тарзанкой , но удовольствие это еще более дорогое – € 60.

Для любителей экстрима в Сигулде есть и другие развлечения: например, санно-бобслейная трасса длиной 1200 метров и полоса препятствий на высоте 20 метров в крупнейшем в Балтии парке приключений Tarzāns .

Цесис

Цесис – один из самых старых городов Латвии, ему больше 800 лет. Его главная достопримечательность – самый крупный в стране замок Ливонского ордена , который называют еще Венденским, по имени жившей в этих местах народности.

За вход в Цесисский замок летний сезон (с мая по сентябрь) нужно отдать € 4 (для школьников и студентов – € 2,5), в зимний (с октября по апрель) – € 3 (€ 1,5). За посещение музея в новом замке придется доплатить € 2 (школьникам и студентам – € 1). Мы купили полный билет, но пришли к выводу, что можно было ограничиться замком.

Я не только облазила всю постройку, спустившись в подземелье для узников, но и понаблюдала за работой кузнецов, узнала о средневековой кухне от садовника и поучаствовала в развлечениях того времени – потренировалась фехтовать деревянным мечом и сделала десяток шагов на ходулях. При прогулке по замковому парку советую отыскать деревянный «короб», где лежит демонтированный памятник Ленину, который раньше стоял на главной площади города.

Лиепая

Этот приморский город на западе Латвии может похвастаться самым большим механическим органом в мире и третьим по величине портом в стране. Сегодня гавань используется только для торговли, но раньше треть города занимал военный порт – по-латышски «Кароста».

Строительство крупнейшей морской военной базы в Российской империи началось здесь в конце XIX века. Именно отсюда в 1905 году российский флот отправился в Тихий океан для участия в Русско-японской войне. Но место для базы было изначально выбрано неудачно – всего 40 километрах от границы с потенциальным противником, Германией. Вскоре началась Первая мировая война, и все оборонительные сооружения были уничтожены по приказу командующего Балтийским флотом – опасаясь, что они достанутся противнику, их так ни разу и не использовали. Взорванные форты сохранились до наших дней и пользуются популярностью у туристов.

В советские годы здесь базировались подводники, а «Кароста» стала закрытым военным городком. Теперь же этот район может посетить любой желающий и полюбоваться архитектурными контрастами – имперскими зданиями и типовыми советскими домами, заброшенными, недостроенными или заселенными. Мы забрели сюда, чтобы посетить музей-тюрьму «Кароста» (Invalīdu iela 4) . На официальном сайте это место позиционируется как «единственная тюрьма в Европе, открытая для туристов», «из которой никто не убегал». Но это не свидетельствует об охраняемости или масштабности сооружения: на самом деле, это хитрый рекламный ход. С царских времен до конца прошлого века здесь располагалась не тюрьма, а гауптвахта, где отбывали дисциплинарные наказания военнослужащие. Максимальный срок заключения не превышал месяца, так что и убегать смысла не было.

Гауптвахта успела послужить Российской империи, нацистской Германии и Советскому Союзу, а после того, как ее забросили, местные энтузиасты решили превратить здание в музей. Восхищение тем, как рачительно и креативно в Латвии используют те возможности для привлечения туристов, которыми располагают, впервые пришло ко мне именно здесь. За € 5 можно посетить обычную экскурсию, где проведут по камерам и расскажут об истории места, а за € 15 – даже переночевать. Большие группы по предварительной записи могут почувствовать на себе все прелести тюремной жизни, поучаствовав в шоу «За решеткой». Хотя на экскурсию пускают детей, а экскурсовод постоянно отпускает шутки, гауптвахта сохранила свою мрачную атмосферу.

Сегодня Лиепая – музыкальная столица Латвии, где каждое лето проходит фестиваль Summer Sound . Благодаря этому у города появились и новые достопримечательности – стеклянный концертный зал «Большой янтарь» и Аллея славы латвийских музыкантов. На осмотр всех этих мест у нас ушло меньше дня при том, что мы успели еще и искупаться в Балтийском море на отмеченном Голубым флагом городском пляже.

Кулдига

Кулдига, пожалуй, самый уютный город в Латвии из тех, в которых я была. Здесь живет всего 13 тысяч человек, ее можно пройти пешком от края до края за час, а исторический центр города внесен в национальный список ЮНЕСКО. Но приехали мы сюда в первую очередь ради двух водопадов.

Первый – Алекшупитский водопад (56.969851, 21.975383) на реке Алекшупите – выглядит весьма симпатично, но впечатляет слабо, хотя с высотой 4,5 метра и стал самым высоким в Латвии. Второй – Вентас-Румба (56.967965, 21.978900) на реке Вента – удостоился более высокого звания: его ширина от 100-110 метров до почти 280 в половодье сделала его самым широким в Европе. Но не воображай латвийскую Ниагару: его максимальная высота – чуть больше двух метров, так что он напоминает скорее речной порог, чем водопад. Лучше всего приезжать сюда весной или осенью, чтобы понаблюдать, как мигрирующие лососи «в полете» преодолевают Вентас-Румбу.

Вентспилс

Первое впечатление о Вентспилсе у меня сложилось еще по пути к нему. Подвозившая нас женщина рассказала о местном парке развлечений и его ключевом объекте – лыжной горе «Шляпа Лембергса». Гора примечательна тем, что была создана на месте свалки: полигон для отходов законсервировали, обработали, засыпали строительным мусором, покрыли дерном, засадили травой и оборудовали трамплинами и подъемниками. Мусорная куча, превратившаяся в популярное место отдыха, получила название в честь многолетнего мэра города Лембергса.

Один из девизов Вентспилса – «город с будущим». И правда, здесь не чувствуется привычной для провинции депрессивности и разрухи. Прогрессивные веяния здесь иллюстрирует не только история со свалкой. Так, в 2002 году город поучаствовал в Параде коров – международной художественной акции, в рамках которой деятели искусства создают креативные скульптуры буренок и выставляют их в разных местах города. После этого памятники распродаются на аукционах, а деньги идут на благотворительные цели. Вентспилс стал первым городом Восточной Европы, принявшим участие в параде. Из 26 коров, украсивших город на время акции, не распродали лишь шесть. Но парад вдохновил жителей и власти города, и вскоре на улицах стали появляться новые коровы, а в 2012 году Парад коров повторился еще раз. Гуляя по Вентспилсу, постоянно встречаешь скульптуры парнокопытных: от коровы-модницы, которая любуется на себя в зеркале, до коровы-полицейского или коровы-болельщицы, смотрящей футбол по телевизору вместе с хозяином. Эти произведения искусства не только поднимают настроение местным жителям, но и привлекают туристов.

Статья о поездке на автомобиле в прибалтийские страны: что нужно знать, какие документы подготовить. В конце статьи - видео о том, что нужно знать перед путешествием в Прибалтику на автомобиле.


Содержание статьи:

Если вы собрались посмотреть на прибалтийские страны, но обнаружили, что цены на билеты, мягко говоря, недёшевы, автотуризм может оказаться прекрасным решением.

Поездка на автомобиле в страны Прибалтики имеет большое количество плюсов. Главное – знать некоторые «подводные камни» и особенности оформления документов и вождения по этим странам.

Прибалтика – это уже Европа, правила въезда и вождения здесь примерно одинаковые, но небольшие отличия всё-таки существуют. Расскажем об основных моментах, которые стоит знать заранее.

Плюсы поездки на автомобиле


Если вы любите автомобильный туризм, эти плюсы вам давно известны:
  1. Если ехать на машине не в одиночку, а вдвоём-втроём, стоимость бензина (даже с учётом амортизации автомобиля) обойдётся существенно дешевле, чем приобретение билетов на транспорт, будь-то автобус, железнодорожные билеты и тем более авиа.
  2. Автомобиль позволит не волноваться по поводу лишнего багажа и запрещённых к провозу самолётом жидкостей. Также проблемы «перевеса» отодвигаются до границы веса багажа, который критичен для конкретного автомобиля, а не ограничиваются оговоренным авиакомпанией весом в районе скромных 20 кг на человека.

    Высматривая в сувенирной лавке очередную покупку, вам не придётся задумываться над вопросом, сможете ли вы её привезти домой.

  3. Личный автомобиль – это свобода. Вас не ограничивают временные рамки, вам не приходится двигаться по заранее заданной траектории, как в случае автобусного тура. Увидев на горизонте понравившееся здание, населённый пункт, вы всегда можете свернуть с магистрали и посетить больше интересных мест. Заманчиво, правда?
Но для того, чтобы поездка на автомобиле в Прибалтику доставила исключительно удовольствие и не принесла проблем, стоит заранее озаботиться сбором информации. Начнём с документов.

Необходимые документы для въезда


Если вы въезжаете в прибалтийскую страну на личном авто, вам потребуется стандартный набор документов.

Для автомобиля:

  • свидетельство о регистрации;
  • международные водительские права;
  • технический паспорт;
  • «зелёная карта».
«Зелёная карта» для автомобиля – это европейский аналог российской страховки ОСАГО. Оформляется «зелёная карта» в любой страховой компании и обходится автовладельцу в сумму около 2,5 тыс. рублей. Эту карту можно оформить даже на некоторых автозаправках в непосредственной близости от границы. Приобретается этот документ не раньше месяца до начала путешествия. Минимальный срок действия документа – две недели.

В случае, если автомобиль старше трёх лет и имеет российскую регистрацию, на границе могут потребовать предъявить диагностическую карту машины, в которой указано, что автомобиль исправен.

Те, кто ездил в Прибалтику недавно, отмечают, что даже для более свежего авто лучше заранее пройти внеплановый ТО. Диагностическую карту на границе просят уже после того, как туристами получен штамп в паспорте на въезд в страну.


Если же автомобиль окажется не соответствующим требованиям исправности, на границе тут же поставят штамп о выезде и отправят домой. Если приобретался одноразовый шенген, путешествие можно считать оконченным.

Диагностическая карта может потребоваться не только на границе. По законам прибалтийских стран, этот документ может попросить предъявить любой сотрудник полиции.

Если ваше авто имеет тонированные стёкла, следует озаботиться вопросом, какова их светопропускная способность. Тонированные боковые передние стёкла автомобиля должны пропускать свет в объёме не менее 80%. В случае боковых задних и задних стёкол светопропускная способность покрытия может быть и меньше. Как правило, с заводской тонировкой стёкол на границе не бывает проблем.

Шипованная резина в Прибалтике разрешена в период с начала октября по конец апреля. В случае, если стёкла машины имеют трещины или есть повреждения на кузове, автомобиль могут на границе и не пропустить - по законам Европы, такие авто не имеют право въезда в страну.

Если на автомобиль нужна доверенность, она должна быть в обязательном порядке заверена нотариально.

Для совершеннолетних пассажиров:

  • заявление с анкетой;
  • загранпаспорт с шенгенской визой;
  • справка с работы о доходах;
  • подтверждение банка о том, что на вашем счету присутствуют денежные средства;
  • медицинская страховка;
  • подтверждение брони гостиницы, аренды квартиры или гостевого дома.
Для детей (дополнительно к перечисленным выше документам, за исключением справки с работы и из банка):
  • свидетельство о рождении;
  • до 14 лет данные ребёнка могут быть вписаны в паспорт одного из родителей;
  • при поездке ребёнка без родителей – собственный загранпаспорт с шенгеном и нотариально заверенное согласие родителей на выезд за рубеж.
В настоящее время шенгенскую визу можно оформить при помощи организации-посредника. Практически все посольства укажут, к какому посреднику можно обратиться. Можно обратиться и непосредственно в посольство - это обойдётся дешевле примерно на 25 евро, но при этом в консульстве придётся пройти очередь – две-три недели, и потом ждать изготовления документа в течение 10 дней.

Медицинская страховка для въезда в Прибалтийские страны должна быть оформлена на сумму покрытия не менее 30 тыс. евро.


Для того, чтобы поездка получилась комфортной, нелишним будет наличие навигатора. Лучше, если это будет программа. Рассчитанная не только на автомобиль, но и на пешеходные перемещения.

Например, навигатор Sуgic отлично справится как с «ведением» водителя в заданный пункт назначения, так и расскажет о ближайших к проложенному маршруту достопримечательностях страны.


В дальней поездке очень удобно, если за рулём можно меняться. Второй водитель в компании очень облегчает путешествие.

Ограничения на ввоз товаров и особенности прохождения границы


На фото: КПП на границе с Эстонией


При прохождении границы автотуристам придётся уплатить экологический сбор - около 20 евро с каждого пассажира плюс сумма за сам автомобиль.

Существуют ограничения на ввоз в Прибалтику ряда товаров, которые могут отличаться от страны к стране. Как правило, это касается сигарет, алкогольных напитков, топлива и некоторых продуктов.

Например, в Латвию нельзя ввозить более 40 штук сигарет (то есть, две пачки), одного литра алкоголя крепостью выше 6 градусов или два литра более слабого алкоголя типа пива, 10 литров бензина, а также мясо и любые мясопродукты.

Использование «анти-радаров» в Прибалтике строго запрещено. При въезде подобные приборы, скорее всего, отберут, или попросту не впустят в страну. Если же факт наличия этих приборов выяснится уже на территории страны, водителя ждёт штраф в размере до 1200 евро - сумма больше средней заработной платы!


Время пребывания на границе зависит от конкретного пограничного пропускного пункта и вида очереди. При въезде в Прибалтику электронная очередь – более быстрый способ пройти контроль. Минимально это займёт минут сорок, но в среднем туристы называют время до полутора-двух часов.

Теоретически, можно позвонить на пункт пограничного контроля и заранее поинтересоваться о том, насколько велика очередь. Но не факт, что вам ответят.

При выезде из страны автотуристам лучше воспользоваться предварительным бронированием электронной очереди. Стоит иметь в виду, что в Прибалтике пограничники специально уделяют больше внимания электронной очереди, чем очереди «живой», поэтому есть смысл потратить полтора евро для бронирования места в электронной очереди, чем потом рассказывать «ужасы» о семичасовом пребывании на пограничном контрольном пункте.

Особенности вождения


Платных дорог в Прибалтике нет, все дороги для легкового транспорта являются бесплатными. Аналогично большинству европейских стран, здесь на круговом движении преимущество имеют авто, находящиеся на самом перекрёстке.

Аналогично российским правилам, в Прибалтике включённый свет ближних фар является обязательным.

Парковки в городах обычно платные. Обойдутся они от двух евро за час, но в столицах и центральных районах городов могут быть и втрое дороже.

В Таллине существует интересная особенность парковок: здесь вам потребуются парковочные часы, которые можно приобрести на заправочной станции. Эти часы помещают под лобовое стекло. Оплата паркинга производится при помощи СМС, если у вас есть сим-карта страны, или через специализированный автомат.

Скоростные режимы в странах Балтии лучше изучить заранее. Так, «сказка» о медлительности тех же эстонцев – отнюдь не сказка, если говорить об ограничении скорости на дорогах. Автомобилю разрешён максимум в 110 км/ч и то только на специализированных автомобильных трассах, отмеченных знаком «дорога на синем поле», и только летом. А в период с начала ноября по конец марта за городом можно передвигаться со скоростью не более 90 км/ч, в городской черте – не более 50 км/ч.

В случае превышения скорости придётся раскошелиться: превышение до 10 км/ч может пройти незамеченным, а вот если стрелка спидометра переползла на 20 км/ч выше нормы - это 400 евро или полугодичное лишение прав, 40 км/ч выше верхней границы – 800 евро и годичное лишение прав, 60 км/ч «перебора» - 1200 евро и лишение прав на два года.

В автомобиле, как и по российским стандартам, должна быть аптечка, огнетушитель, светоотражающий жилет и знак аварийной остановки. Впрочем, наличие светоотражающего жилета не является строго обязательным, но вот без него находиться на автомобильной дороге вне автомобиля нельзя.


Как и в любой европейской стране, в прибалтийских странах множество видеокамер системы фиксации нарушений ПДД. Кроме того, здесь часто можно встретить скрытые полицейские патрули вдоль дорог, которые не замедлят зафиксировать нарушение и выписать штрафы. Обратите внимание на то, что здесь полицейские машины зачастую «маскируются» под гражданский транспорт так, что не отличить.

Если вас остановили на дороге, выходить из машины нельзя: это может быть истолковано как попытка побега. Нужно просто приоткрыть окно со стороны водителя, и положить руки на руль. Полицейский подойдёт к вам сам.

Стоимость топлива


На фото: автозаправка в Эстонии


Въезжая в Прибалтику, лучше иметь полный топливный бак. Расстояния здесь невелики, но цена на топливо не низкая:
  1. В Эстонии: 95-й бензин – от 80 рублей, дизельное топливо – от 76 рублей, газ – от 36 рублей, но газовых заправок здесь крайне мало.
  2. В Литве: 95-й бензин – от 75 рублей, дизельное топливо – от 66 рублей, газ – от 34 рублей, и газовые заправки в этой стране достаточно распространены.
  3. В Латвии: 95-й бензин – от 78 рублей, дизельное топливо – от 75 рублей, газ – от 35 рублей. Во всех прибалтийских странах дороги не перегружены, автомобили двигаются в «щадящем» трафике, поэтому расход топлива достаточно экономичный.

Заключение

В целом поездка в Прибалтику на личном автомобиле – приключение приятное, если вы соблюдаете правила дорожного движения, законопослушны и готовы немного потерпеть бумажную волокиту на границе. Счастливой вам поездки!

Видео о том, что нужно знать перед путешествием в Прибалтику на автомобиле:

Собирались семьей или компанией поехать в Европу, а цены на билеты влетают в копеечку? Не спешите расстраиваться – рассмотрите автотуризм. Он имеет множество плюсов.

Во-первых, на автомобиле вы можете перемещаться по любой траектории и не ограничены во времени. Во-вторых, если вас хотя бы двое, бензин выйдет намного дешевле билетов (соответственно, чем вас больше – тем выгоднее!). И, в-третьих, вам не надо беспокоиться о перевесе багажа.

А если вы все еще сомневаетесь, читайте ниже реальную историю о том, как мы отправились путешествовать по Прибалтике.

Для первого раза мы решили начать с малого и отправиться на несколько дней в Прибалтику – Латвию и Эстонию. Здесь надо сказать, что в нашем распоряжении были машины только на шипованной резине, а далеко не во всех странах Евросоюза можно ездить на таких покрышках – уточняйте этот момент при составлении маршрута.

Для путешествия в Европу на машине вам понадобится...

1. Надежный автомобиль.

2. Зеленая карта на авто (вроде нашего ОСАГО) – стоит порядка 2500 рублей, можно оформить как заранее, в любой страховой в вашем городе, так и непосредственно перед выездом из РФ. По мере приближения к границе вам то и дело начнут встречаться пункты с соответствующими вывесками, также карты оформляют и на некоторых приграничных заправках.

3. Шенгенская виза. Тут нас ждала неожиданность. Оказывается, сейчас почти все посольства переходят к работе с посредниками. То есть вы, конечно, можете обойтись и без них, но тогда вам придется записываться в консульство на подачу документов недели за две-три и плюс 10 дней на изготовление визы, зато сэкономите 25 евро на услугах Pony Express.

4. Навигатор. У нас был скачан Sygic, который провел нас от дома до дома, то есть до арендованных квартир. Помимо основных функций его можно использовать в режиме пешехода – покажет ближайшие достопримечательности и даст краткую информацию о них.

5. Хорошая компания. Ведь вам придется много времени проводить нос к носу: если в городе еще можно разбежаться по разным местам, а в самолете сесть в разные концы, то в машине никуда вам друг от друга не деться. И еще лучше, если в этой компании найдется второй водитель, которому вы доверяете, – дорога проходит гораздо легче, если меняться за рулем каждые два-три часа.

Кстати, о дороге. Есть несколько вариантов, как выехать в Европу: выбор зависит от конкретного маршрута. У нас первым пунктом назначения стояла Рига, поэтому мы выбрали Новорижское шоссе с прохождением границы в пункте Бурачки (Россия) – Терехово (Латвия). Судя по отзывам знакомых и интернетблогам, шоссе было реконструировано всего пару лет назад. У нас не возникло ни одного нарекания: ни к качеству покрытия, ни к разметке, ни к указателям. Был всего один неидеальный, но и недолгий участок в Псковской области, никаких серьезных неудобств он не доставил.

Выехав из Москвы в 4 утра, уже в 11 мы были на пропускном пункте. В пути было ощущение, что мы одни на трассе. Только в зеркале заднего вида иногда виднелись чьи-то фары, да раз в пять минут встречные автомобили проносились. В очереди на границе мы были третьими, однако минут через десять за нами стоял уже приличный хвост из машин – даже непонятно, откуда взялись все эти люди. При прохождении контроля приходится суетиться в основном водителю: он и все паспорта относит, и машину показывает, и оформляет документы. Пассажиров максимум могут попросить выйти из машины, да и то не всегда. Уладив формальности примерно за час, мы отправились дальше.

По другую сторону границы асфальт стал заметно хуже, но все же приемлемого качества. Кстати, перед границей залейте полный бак – литр 95-го бензина в Латвии стоит примерно 1,8 евро. Следующие 300 км до столицы Латвии заняли у нас около 5 часов – много населенных пунктов на трассе и скорость снижается до 50, а иногда и до 30 км/ч. То есть вся дорога, с учетом прохождения границы, остановок на заправках и обеда, заняла около 13 часов. Для сравнения поезд Москва – Рига идет 16,5 часов.

Парковка в центре европейских городов платная, так что заранее продумайте вопрос, где хранить автомобиль. У нас была договоренность с хозяевами арендованной квартиры о том, что нам дадут ключи от внутреннего двора дома, что помогло нам неплохо сэкономить и не переживать за сохранность транспорта. Кстати, сама квартира со всеми удобствами на четырех человек в 10 минутах ходьбы от Старого города обошлась примерно в 50 евро за ночь.

Конечно же мы сразу отправились в Старый город. Добежав до церкви Святого Петра и оценив ее масштаб, мы поняли, что с дороги порядком проголодались. Оглядевшись, зашли в кафе местной кухни – какая там была рулька! Честно скажу, что это был самый вкусный ужин за всю поездку. Я хотела заказать глинтвейн, но официант предложил попробовать горячий напиток на основе Рижского бальзама и черносмородинового сока – вкуснотища! Счет за ужин в ресторанчике в центре около 20 евро на человека – это мясо с гарниром и напиток. В некоторых, но не во всех заведениях автоматически включают сервисный сбор – 10%.

На еде можно сильно сэкономить, если питаться дома или в заведениях аналогичных нашему «Му-му», например. В последнем случае очень плотный ужин обойдется примерно в 10 евро. Но мы рассудили, что потеряем часть колорита, не исследовав местную кухню.

Погуляв еще немного по вечернему центру и тщательно продегустировав глинтвейн на центральной площади, отправились отдыхать.

Наутро мы, оставив автомобиль, отправились в Юрмалу на электричке. Дело в том, что вокзал находится прямо рядом со Старым городом, электричка идет всего 20 минут, и мы решили не заморачиваться. Да и цена на бензин опять же… Юрмала – это курорт на побережье Рижского залива. В самом центре располагается станция Майори, на которой мы и вышли. Раньше именно тут проходили «Новая волна», КВН и прочие фестивали. Очень уютный городок с красивой архитектурой и соснами. На пляже зимой ветер, конечно, сбивает с ног, но на самих улочках тихо и ничто не мешает прогулке. Представляю, как здесь здорово летом! Особенно хорошо это место подходит для семейного отдыха.

Вернувшись в Ригу и вооружившись путеводителем, мы снова направились в Старый город. Если есть желание, то на площади у Дома Черноголовых можно нанять личного экскурсовода, который проведет по городу и все подробно расскажет. К сожалению, нам не удалось подняться на смотровую площадку церкви Святого Петра: из-за сильного снегопада это не имело смысла. Следующим утром мы хотели сходить на 20-минутный органный концерт в Домском соборе. Поэтому зашли купить билеты. Как позже оказалось, это было очень верное решение – непосредственно перед концертом в кассу стоит огромная очередь. Пройдя дальше и заглянув в собор Святого Иакова, мы попали на окончание службы и как раз играл орган. «Эх, плакали мои 10 евро, зря потратилась», – подумала я. Правда, оказалось все же, что орган Домского собора звучит намного чище, даже на мой дилетантский взгляд. Но если вы хотите сэкономить, это вполне себе вариант.

На следующий день после концерта мы отправились в Таллин. Между городами около 300 км, и этот путь занял около пяти часов. Пересечение границы чисто формальное: проезжаете, не останавливаясь, на небольшой скорости КПП, и все – вы в Эстонии. Трасса сразу ощутимо меняется – дорожное покрытие становится лучше, камер гораздо больше, а бензин дешевле (около 1 евро за литр). В Таллине мы так же припарковались в закрытом дворе дома с предварительного разрешения хозяев. Цена квартиры сопоставима с рижским жильем – 50 евро за просторную квартиру в пешей доступности от исторического центра.

На Ратушной площади, последовав за очень вкусным запахом, мы оказались в средневековой таверне «Три дракона». На полном серьезе, никакого электричества и столовых приборов – суп надо пить из чашки-миски! Выбор блюд ограничивается одним видом супа, кабаньими ребрами и сосисками на горячее, также есть пирожки с различными начинками и напитки. Цены демократичные для туристического центра: ужин с сосисками – 12 евро, с ребрами – 20 евро. Конечно, хотелось попробовать необычное, и я выбрала кабаньи ребра. Порция о-о-очень большая и ее вполне хватит на двух барышень. Объективно мясо приготовлено хорошо – не жесткое, очень сочное. Но уж очень у него специфический маринад, отдает сладостью. А сладкое мясо – это… не мое в общем. Хотя окружающие мужчины под пиво уплетали с удовольствием.

Утром мы решили наверстать упущенное и отправились на смотровую площадку, что в башне Толстая Маргарита в Старом городе. Чтобы попасть наверх, надо купить билет в Морской музей за 6 евро. Хорошие новости – если вы путешествуете семьей, для вас билет будет стоить 12 евро на всех. Перспектива гулять по скучному профильному музею нас совсем не обрадовала, но каково же было удивление, когда он оказался на редкость увлекательным. Тут и интерактивные экспозиции, и настоящие мачты с парусами с затонувших судов, и модели кораблей. В общем, интересно будет и большим и маленьким, для мальчишек – вообще рай. А еще можно отправиться в Гидрогавань, вторую часть музея, и полазить там по настоящей подводной лодке!

В принципе пары дней достаточно, чтобы осмотреть историческую часть обеих столиц. Если хочется съездить за город или более подробно углубиться в изучение музеев, конечно, лучше выделить побольше времени.

Обратный путь в Москву занял у нас примерно те же 13 часов через пропускной пункт Лухамаа (Эстония) – Шумилкино (Россия). Пара отличий от латвийской границы: лучше бронировать время прохождения границы заранее – потратите около часа. Сколько придется стоять в живой очереди, неизвестно. И еще надо заплатить сервисный сбор около 5 евро с машины.

Итого:

Всего на дорогу у нас ушло около 12 тысяч рублей на бензин для седана с движком 1,6 на автомате. Для троих человек получилось намного дешевле билетов.

Зеленая карта (страховка) – 2500 рублей.

Сервисный сбор на эстонской границе – 5 евро.