Рейтинг 

Авиационные катастрофы и аварии: список, причины, расследования. Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофыв ссср и россии Падение президентского борта Польши

8. Катастрофа в Жулянах

Декабрь 1974. Из-за сложных погодных условий пилот АН-24 не увидел забор из бетона, самолет протаранил сооружение, и после этого машина влетела в железнодорожную насыпь. Из 55 человек, находившихся на борту, выжило только 7.

7 место. Трагедия под Черниговом

В тот же год, что и предыдущая катастрофа, но уже в мае, под Черниговом потерпел крушение Ан-24. В результате погибло 52 человека. Причину данного инцидента выяснить не удалось. Согласно данным бортового самописца, произошел неожиданный, резкий наклон штурвала вправо после того, как был отключен автопилот. Самолет впал в штопор, несмотря на предпринятые действия пилотов, выйти из него не удалось.

6 место. Катастрофа над Черным морем

4 октября 2001 года. Возле Крыма, в море упал российский Ту-154 с 66 пассажирами и 12 членами экипажа. Изначально предполагалось, что это был теракт. Но некоторое время спустя, эксперты сообщили, что причиной крушения стали повреждения нанесенные извне.

По стечению обстоятельств, в этот день в Крыму проходили военные учения. И по халатности военных, ракета, выпущенная из зенитного орудия, взорвалась в 15 метрах над самолетом. Незалежная отказывалась признавать свою вину, но позже эксперты Минобороны пришли к выводу, что Ту-154 не был подбит украинской ракетой. Уголовное расследование прекратили и дело закрыли.

5 место. Крушение на Скниловском аэродроме

Катастрофа на авиационном шоу на Скниловском аэродроме потрясла мир. Пилот Су-27 решил выполнить сложный элемент с поворотом в зрительскую сторону. Самолет вышел из под контроля и влетел в людей. Погибло 77 человек, из них 28 детей. По иным данным жертв больше. Свыше 500 человек получили ранения. Четыре генерала, ответственные за команды для элементов были оправданы, а пилоты получили по несколько лет тюрьмы.

4 месть. Авиакатастрофа возле Днепродзержинска

В 1979, эта трагедия унесла жизни футболистов ташкентской команды Пахтакор, который направлялись на матч в Минск. Произошло столкновение их самолета с таким же Ту-134, который летел из Челябинска в Кишинев.

Виновным признали диспетчеров, которые в тот день находились на связи с 12-ю бортами. Ввиду полета Брежнева на отдых в Крым, один из трех воздушных коридоров должен был быть открытым. Движение в оставшихся двух было крайне плотным. 21-летний диспетчер направил два самолета навстречу друг другу под прямым углом. Второй диспетчер заметил опасную ситуацию и скомандовал снизить высоту, но ее услышал не Ту-134, а Ил-72.

Первая информация о крушении появилась в СМИ лишь спустя три дня. А сам футбольный клуб «Пахтакор» еще несколько лет держали в высшей советской лиге, не беря во внимания результаты их игр. Катастрофа унесла жизни 94 человек.

3 место. Ошибки прошлого.

Такая же трагедия, как и с двумя Ту-134, произошла через 6 лет. В 1985 году, над Золочевом во Львовской области столкнулся военный Ан-26, перевозивший высшее руководство ВВС Прикарпатского округа, с Ту-134, на борту которого находились пассажиры.

Причиной данной аварии стал третий самолет – Ан-24. Во львовском аэропорту диспетчер просто перепутал данный самолет на экране радара с Ан-26 и отдал управление своему напарнику, который и направил Ту-134 в один коридор с военными.

Выйдя из тумана, на малом расстоянии друг от друга, два самолета предприняли попытки для расхождения. Военный Ан-26, чтобы не столкнуться с Ту, вошел в штопор, но даже это не помогло. Ту-134 разрушился в воздухе, Ан-26 взорвался на земле. Как и в случае с футбольной командой, погибло 94 человека.

2 место. Разрушение в воздухе.

Второе место по количеству погибших заняла катастрофа возле Харькова. В 1972 году машина разломилась на куски прямо в воздухе.

Обломки, разлетевшиеся по огромной площади между двумя селами, собирались солдатами. Со слов очевидцев, все вокруг окрасилось в красный цвет, а в воздухе чувствовался запах крови. Как только тела были собраны и опознаны по документам, их тут же сжигали.

Самолет унес с собой жизни 122 человек. В их числе был известный пародист Виктор Чистяков, который направлялся на гастроли. По некоторым данным, за некоторое время до вылета, у него было будто предчувствие гибели – артист вернул все долги и подписал фотографии в альбоме. Лев Лещенко также получил предложение от Чистякова, чтобы тот полетел с ним, но отказался -за срочных дел.

Выяснением причины аварии занялся сподвижник Туполева Иосиф Фридляндер, который заметил, что на обломках полно трещин от изношенности металла. После этого случая, носящий ласковое название «Большая Анна» (так называли его конструкторы) Ан-10А, больше не поднимался в небо.

1 место. Самая крупная катастрофа.

Самым масштабным крушением по количеству погибших в Украине, считается катастрофа под Донецком, в которой погибли 170 человек.

22 августа 2006 год. Рейс Анапа – Санкт-Петербург, самолет Ту-154, рухнул под Донецком. Борт рейса 612 перевозил 160 пассажиров и 10 членов экипажа. Никто не выжил.

Согласно официальным данным, пилотами было принято решение обойти грозовой фронт сверху, вместо того, чтобы обойти тучу сбоку. Но экипаж не верно оценил силы природы и поток воздуха поднял машину резко вверх, а затем она ушла в плоский штопор. Через 3 минуты самолет рухнул в овраг.

До самого столкновения, при одном работающем двигателе, пилоты предпринимали все попытки, чтобы спасти самолет, но он, согласно очевидцам, на расстоянии нескольких сотен метров до земли падал вращаясь вокруг своей оси, словно осенний лист.


В советские годы о происшествиях, связанных с воздушными судами, сообщать широкой общественности было как-то не принято. Упал и упал, компетентные люди разберутся, что к чему, зачем народ зря нервировать. Вот и стала расхожей версия о том, что в советские годы в авиации царил абсолютный порядок, все летало и не падало, а вот в новейшие времена все стало ужасно.

А между тем поиск поиск по любой базе данных по летным происшествиям выдает огромное количество катастроф, случившихся на территории СССР. В поздние 70-е, 80е, начало 90х - по 3-5 крупных катастроф в год. В более ранние годы - еще больше.

Это вторая редакция "Советских авиакатастроф", первая была опубликована в июле, после катастрофы в Иркутске. Продолжая изучать данную тему я собрал такое количество информации, что сама собой приходила в голову мысль о том, чтобы опубликовать новую редакцию, несколько расширив временные рамки. В этой редакции я постарался описать все наиболее крупные авиакатастрофы, произошедшие в СССР в период с 1977 по 1991 год. В более ранние годы я забираться не стал, там слишком много случаев, о которых пришлось бы писать. О каких-то происшествиях информации довольно много, вплоть до расшифровок переговоров экипажей. О каких-то - почти ничего нет. Поэтому и описания несколько разнятся.

1977 год начинается трагически. 13 января при заходе на посадку в аэропорту Алма-Аты разбивается Ту-104, на борту которого находится 96 человек. По официальной версии причиной падения стал пожар в одном из двигателей. Самолет упал в трех километрах от ВПП и при падении так врылся в землю, что обломки и останки людей приходилось в буквальном смысле выкапывать:

Спустя месяц, 15 февраля, при заходе на посадку в Минеральных Водах разбивается Ил-18, летевший из Ташкента. Погибли 77 человек.

27 мая 1977 года аэрофлотовский Ил-62, летевший по маршруту Москва-Гавана при заходе на посадку в кубинском аэропорту задел крылом опору ЛЭП и рухнул на землю. Погибли 9 членов экипажа, 59 из 61 пассажира и один человек на земле.

19 мая 1978 года Ту154, летевший из Баку в Ленинград, садится на вынужденную посадку на картофельное поле у деревни Максатиха Тверской (тогда Калининской) области. К сожалению, в конце пробега самолет задевает крылом телеграфный столб и загорается. Из 134 человек, находившихся на борту, удалось спастись 130, четверо погибли. Причина аварии: бортинженер по ошибке перекрыл доступ топлива в расходный бак, из которого топливо поступало в двигатели. Когда бак опустел, двигатели на высоте 10 000 метров заглохли. Азербайджанский экипаж сделал практически невероятное: сумел не потерять контроль над машиной, спланировать вниз и даже сесть, но вот в конце им не повезло: Поначалу экипаж собирались чуть ли не представить к государственным наградам, однако, после проведения расследования его пришлось привлекать к суду, результатом которого стали три года тюремного заключения за преступную халатность для бортинженера и увольнение КВС с летной службы.

7 октября 1978 года при взлете из свердловского аэропорта Кольцово из-за отказа всех двигателей разбился Як-40. Погибли 38 человек

Вечером 17 марта 1979 года из Москвы в Одессу готовится лететь Ту-104, борт 42444. Этому самолету было уже 20 лет и он должен был выполнять один из последних рейсов перед постановкой на прикол. Рейс на Одессу неоднократно откладывался, в результате чего постоянно менялись пассажиры (одни, устав ждать, сдавали билеты, другие, наоборот, занимали их места - лишний повод подумать о том, что такое судьба). Командир экипажа, хоть и имел достаточную летную практику, но в должности командира Ту-104 налетал всего: 32 часа. Поэтому когда через несколько минут после взлета в кабине загорелось табло "Пожар левого двигателя", экипаж откровенно растерялся. Не попытавшись даже визуально убедиться в том, что двигатель действительно горит, КВС принял решение развернуться и возвращаться в Москву, забыв не только про то, что самолет имеет перегрузку в 10, 7 тонн, но и забыв слить топливо из баков. В итоге самолет ушел ниже глиссады, задел крылом опору ЛЭП и ударился о землю. Сила удара была таковой, что многотонную машину подбросило в воздух и она на высоте не более пяти метров перелетела шоссе "Москва-Киев", забитое машинами (!), а у пассажиров отрывались привязные ремни. После чего последовал новый удар о землю, кабина самолета оторвалась и он почти два километра мчался по мерзлому полю, загребая в салон деревья, камни и землю. В общем, происходила самая натуральная мясорубка. Из ста пассажиров в живых чудом остались пятнадцать, сидевшие в хвостовой части самолета. Живы остались и пятеро из шести членов экипажа. Расследование показало, что никакого пожара двигателя на Ту-104 не было, ложные срабатывания сигнализации о пожаре на этом самолете вообще не были редкостью. Виновным в аварии признали командира экипажа, который был приговорен к 8 годам лишения свободы, но через полтора года вышел по амнистии, а впоследствии был даже частично реабилитирован.

Другая катастрофа 1979 года более известна и стала она таковой только потому, что в ней погибла футбольная команда "Пахтакор" 11 августа 1979 года в воздухе над Днепродзержинском столкнулись Ту-134, следовавший рейсом Ташкент-Минск и Ту-134 летевший из Челябинска в Кишинев. Причиной столкновения стала грубейшая ошибка диспетчера, неправильно рассчитавшего расчетное время пересечения курсов двух самолетов, занимавших один эшелон и двигавшихся наперерез друг другу произошло столкновение в воздухе. Ошибку еще можно было бы исправить, диспетчер вовремя заметил, что самолеты сближаются на одной высоте и с минимальным интервалом и потребовал от командира одной из "тушек" изменить высоту, но ошибочно принял ответ другого борта, находившегося в зоне управления, за подтверждение своего приказа и прекратил разводить самолеты. Итог - 178 погибших, шансов выжить не было ни у кого. Диспетчер Сумской до сих пор считает, что к столкновению привело роковое стечение обстоятельств и невезение.

Спустя всего 18 дней под Кирсановым терпит катастрофу Ту-124, следовавший по маршруту Киев-Казань. На высоте 9000 метров самолет сорвался в штопор, а на высоте 3000 метров начал разрушаться. Обломки самолета были разбросаны на значительном расстоянии. Погибли 5 членов экипажа и 58 пассажиров. По заключению экспертов, срыв самолета в штопор произошел из-за случайного выпуска закрылков:

А еще через пять дней, 3 сентября, при заходе на посадку в аэропорту Амдермы разбился Ан-24, на борту которого было 40 человек. Причина катастрофы - преждевременное снижение и столкновение с землей на удалении 2 км от ВПП.

В 1980 году по странному стечению обстоятельств все крупные авиакатастрофы происходят в Средней Азии. 12 июня в 44 километрах от Душанбе врезался в гору Як-40, летевший из Ленинабада. Погибли 4 члена экипажа и все 25 пассажиров, находившихся на борту. Причина катастрофы - серьезная ошибка в навигации, в результате чего самолет отклонился от курса на 43 километра и по команде диспетчера стал снижаться в горах. На высоте 2800 метров экипаж понял, что ошибся и попытался вернуться на правильный курс, но попал в облако и врезался в горы.

Через месяц, в ночь с 7 на 8 июля 1980 года на окраине Алма-Аты разбивается Ту-154, на котором находится 166 человек. Причиной аварии стал так называемый "сдвиг ветра": на взлете самолет попал под действие вертикального воздушного потока, потерял высоту и рухнул на окраине города, разваливаясь на части и продолжая движение. Сила ударов фюзеляжа о землю была такова, что пассажиров просто выбрасывало из разламывавшегося салона и их тела в течение трех дней находили на немалом удалении от места катастрофы на деревьях и крышах домов:

13 июня 1981 года. Катастрофа Ил-14 на восточном берегу озера Байкал. Погибло 52 человека (притом, что максимальное число пассажиров на Ил-14 составляло 36 человек). Самолет следовал по маршруту Улан-Удэ-Северомуйск-Улан-Удэ. Внезапно произошло резкое ухудшение погодных условий и экипаж запросил посадку на аэродроме Усть-Баргузин. На высоте 1300 метров в условиях плохой видимости самолет на скорости более 400 км/ч врезался в западный склон горы полуострова Святой Нос. Сила удара была такой, что самолет и люди, находившиеся на его борту, превратились практически в пыль:

Спустя полтора месяца, 24 августа 1981 года на Дальнем Востоке произошла еще одна катастрофа. О ней, кстати, часто говорят, главным образом потому, что единственная оставшаяся в живых пассажирка, выжила после того, как упала на землю с высоты более пяти тысяч метров! Пассажирский Ан-24, следовавший по маршруту Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре - Благовещенск, столкнулся в воздухе с военным бомбардировщиком Ту-16. 20-летней Ларисе Савицкой повезло в момент удара оказаться именно на том кресле, которое, вместе с фрагментом фюзеляжа начало падать вниз. Уже у земли удар смягчили верхушки берез, а сам удар пришелся не на твердую почву, а в небольшое болотце. Несмотря на это, Лариса получила тяжелые травмы и многочисленные переломы. Спасатели обнаружили ее лишь спустя три дня. Сейчас Лариса Савицкая живет в Москве. А вот 36 пассажирам и членам экипажа Ан-24 и шестерым военным летчикам повезло меньше. Причиной аварии была признана чудовищная несогласованность действий гражданских и военных авиадиспетчерских служб, из-за которой пассажирские и военные самолеты в течение нескольких лет занимали для своих полетов один и тот же эшелон:

Прошло всего 24 дня и вновь катастрофа на востоке СССР и вновь со схожими причинами: самолет Як-40 (борт 87455), летевший из Иркутска в Железногорск при заходе на посадку в облаках на высоте 400 метров врезается в военный вертолет Ми-8. На борту Як-40 погибло 33 человека, на борту вертолета - 7. Причина аварии та же, что и в случае с амурским Ан-24: несогласованность действий гражданских и военных диспетчеров - оба борта заходили на посадку, но почему Ми-8 делал это в коридоре по которому на посадку в аэропорт заходили гражданские самолеты так и осталось неизвестным:

16 ноября 1981 года. Одна из немногих авиакатастроф, обусловленных отказом техники. Роковое стечение обстоятельств приводит к гибели Ту-154 (борт 85480) в аэропорту Норильска. Самолет выполнял рейс Красноярск-Норильск, на борту находилось 167 пассажиров и членов экипажа. Посадка в аэропорту Норильска производилась в ручном режиме, но со включенным автоматом тяги. За несколько секунд до касания полосы автомат тяги отказал, убрав обороты двигателей до минимума. Самолет резко пошел вниз. Чтобы попытаться уйти на второй круг, КВС Шилак дал двигателям взлетный режим и попытался вытянуть штурвал на себя. Но тут злую шутку сыграло то обстоятельство, что нос самолета оказался ощутимо тяжелее. Для вывода машины из падения Шилаку не хватило всего нескольких метров. "Тушка" ударилась о земляную насыпь края ВПП и развалилась на несколько частей. Погибло 99 пассажиров, остальные получили ранения. Из экипажа уцелели только бортинженер и две стюардессы. Экипаж в данном случае сделал все что мог, но техника и конструктивные особенности Ту-154 оказались сильнее:

Две крупнейшие катастрофы 1982 года происходят с интервалом всего в восемь дней. 28 июня под Мозырем разбивается Як-42, следовавший по маршруту Ленинград-Киев. На борту самолета находились 8 членов экипажа и 124 пассажира, все погибли. Причиной катастрофы стало разрушение и отрыв узла крепления горизонтального стабилизатора. После этой катастрофы полеты Як-42 были прекращены почти на полтора года.

6 июля 1982 года под Москвой падает ИЛ-62, летевший во Фритаун. Сразу после взлета, когда лайнер еще не набрал высоту, сработала сигнализация о пожаре сначала в первом а потом и во втором двигателях самолета. И вновь, как и в случае с Ту-104 79го года командир не убеждается в том, что пожар действительно имеет место быть, он следует строго по инструкции и выключает двигатели, одновременно пытаясь развернуть машину и вернуться в Шереметьево. Однако тяги на это уже не хватает и последнее, что успевает сделать экипаж - это отвернуть в сторону от поселка Менделеево. Самолет рухнул в лес, погибли 80 пассажиров и 10 членов экипажа. Комиссия, расследовавшая причины аварии, установила, что все двигатели были исправны, а срабатывание сигнализации было вызвано попаданием горячего воздуха из двигателя на датчики пожара:

29 сентября того же года в Люксембурге терпит катастрофу еще один Ид-62, выполнявший международный рейс Мсоква-Люксембург-Гавана-Лима. Самолет по неизвестным причинам отклонился от полосы при заходе на посадку, задел наземное сооружение и упал на землю. Погибли 13 из находившихся на борту 77 человек.

19 апреля 1983 года. В условиях плохой видимости под Ленинаканом разбивается Як-40. Погибли 17 пассажиров и 4 члена экипажа. Причиной аварии стала навигационная ошибка экипажа, отклонившегося от курса и потерявшего ориентацию и полное бездействие диспетчеров, не обративших внимание на отклонение самолета от курса и не потребовавших от экипажа изменить направление движения.

Схожая катастрофа произошла 30 августа 1983 года недалеко от Алма-Аты. Экипаж Ту-134, следовавшего по маршруту Казань - Челябинск - Алма-Ата, при заходе на посадку нарушил схему захода, отклонившись от нее почти на 15 километров. Пилоты увидели приближавшуюся гору, но уклониться от столкновения уже не успели. Погибло 90 человек.

Третья крупная авиакатастрофа 1983 года произошла 24 декабря: при заходе на посадку в аэропорту Лешуконское разбился Ан-24. Погибли 5 членов экипажа и 44 из 49 пассажиров, находившихся на борту. Причиной аварии стали грубейшие ошибки в пилотировании: При заходе на посадку ночью в условиях облачности и моросящего дождя экипаж не ушел на второй круг несмотря на недопустимое отклонение влево от глиссады. Пилот начал доворачивать вправо и нескоординированными действиями вывел самолет на закритический угол скольжения, что привело к потере скорости. В 1 км от ВПП после пролета высоты принятия решения экипаж все же попытался уйти на второй круг, но самолет стал крениться влево и терять высоту. С креном, достигшим 90 градусов, Ан-24 рухнул на землю в 230 м от ВПП и в 110 м правее нее.

11 октября 1984 года. ТУ154Б врезался на ВПП в Омске в машины аэродромного обслуживания, сушившие полосу. Погибли 178 человек. К аварии привели чудовищное разгильдяйство наземных служб. Диспетчер старта заснул (!!!) на рабочем месте и не дал приказа освободить от техники полосу, на которую заходил на посадку ТУ-154. Проблесковые маячки на аэродромных машинах были выключены, на загоревшиеся посадочные огни ВПП персонал не обратил внимания - диспетчер-то приказа уйти с полосы не давал. В итоге, когда командир судна увидел на полосе тяжеленные "КРАЗы", что-либо изменить было уже поздно. Удар, отрыв кабины, мгновенно вспыхивают 16 тонн топлива в баках аэродромных машин и самолет превращается в гигантский факел. Очевидцы рассказывают что, выбравшись из оторванной кабины, командир шел в направлении диспетчерской, размахивая пистолетом (в те годы командиры экипажа имели табельное оружие на случай чрезвычайных ситуаций) и грозился всех там убить. По приговору суда вся руководившая полетами смена аэропорта была приговорена к различным срокам заключения - от 12 до 15 лет.

23 декабря того же года под Красноярском сразу после взлета потерпел катастрофу еще один ТУ-154. Погибли 110 человек. Причина аварии: разрушение на взлетном режиме двигателя №3, повреждение разлетающимися его обломками двигателя №2, пожар. Экипаж самолета пытался дотянуть до аэропорта на одном двигателе, но в процессе развития пожара были повреждены все гидросистемы самолета, и когда до полосы оставалось всего две минуты полета, произошел их полный отказ. Самолет потерял управление и врезался в землю.

1 февраля 1985 года. Под Минском разбивается Ту-134 Белорусского авиаотряда, следовавший рейсом Минск-Ленинград. Причина аварии: замерзание топлива в баках (!) и остановка двигателей. Самолет упал в лес и сгорел. Погибли 58 из 83 человек, находившихся на борту.

3 мая 1985 года. Под Львовом сталкиваются ТУ134, летевший из Таллина и Ан-26 военно-транспортной авиации, на борту которого находилось практически все руководство ВВС Прикарпатского военного округа. Причина катастрофы - грубейшая ошибка львовского диспетчера, ошибочно определившего местоположение Ан-26 по отметке на экране радара и давшего экипажу Ту134 команду на снижение. На борту "Тушки" погиб 71 человек, на борту "Ана" - 23.

10 июля 1985 года. Крупнейшая авиакатастрофа в истории советской авиации. Под Учкудуком падает ТУ154 №85311, летевший из Ташкента в Ленинград. Причина аварии: срыв машины в плоский штопор из-за того, что самолет летел на высоте более 11000 метров на недопустимо низкой скорости: По официальной версии это случилось из-за того, что самолет попал в зону аномально высокой температуры, тяга двигателей упала, началась тряска, а бортинженер, приняв ее за помпаж, убрал газ до минимума. Самолет потерял скорость и вошел в плоский штопор. По другой версии, экипаж заснул (!) в кабине: вылет самолета после промежуточной посадки в Карши был отложен, было очень жарко и экипаж сморило: После взлета был включен автопилот, который до последнего выдерживал высоту полета даже тогда, когда тяга упала и самолет стал терять скорость. Падение "Тушки" в плоском штопоре продолжалось 153 секунды, на борту самолета погибли 200 человек (191 пассажир и 9 членов экипажа). Кстати, число пассажиров многим кажется странным, ведь Ту-154 в этой модификации мог взять на борт всего 180 человек. Это еще одна из загадок той катастрофы, о которой теперь так часто вспоминают в связи с падением пулковского Ту под Донецком.

2 июля 1986 года. На Ту-134, вылетевшем из Сыктывкара, возник пожар в багажном отделении. Так как салон очень быстро наполнялся дымом, командир принял решение садиться на вынужденную посадку. При посадке машина задела деревья и разрушилась. Погибли 2 члена экипажа и 54 из 94 пассажиров. Причиной пожара по мнению проводившей расследование комиссии стало грубейшее нарушение правил безопасности кем-то из пассажиров, провозившем в багаже какую-то легковоспламеняемую жидкость.

20 октября 1986 года, куйбышевский аэропорт Курумоч. Самая глупая по своей сути, но от этого не ставшая менее трагичной авария в истории советской авиации. Ту-134, летевший из Грозного в Свердловск, заходил на промежуточную посадку. На борту самолета находились 85 пассажиров и 8 членов экипажа. При заходе на посадку командир экипажа поспорил (!!!) со вторым пилотом, что сумеет посадить самолет "вслепую" по приборам и закрыл в кабине все солнцезащитные шторки. В итоге самолет коснулся полосы на недопустимой скорости, с чудовищной вертикальной перегрузкой и креном на правое крыло. От удара шасси сломались сразу, самолет примерно триста метров тащило по полосе, после чего произошел сход с полосы с последующим переворачиванием и разломом. Баки самолета моментально вспыхнули и салон превратился в огненную ловушку для пассажиров, большинство из которых так и не смогли отстегнуть ремни. 58 человек сгорели заживо или отравились продуктами горения, еще 11 скончались в больницах. Больше всего повезло тем, кто находился в точке разлома и в хвосте самолета: им удалось выбраться наружу, хотя все они получили травмы. Командир экипажа, чьи действия привели к аварии, остался жив и был приговорен к 15 годам лишения свободы, однако затем приговор по каким-то причинам был пересмотрен и срок скинули всего до шести лет. Говорят, он жив до сих пор

12 декабря 1986 г. Ту134А белорусского авиаотряда терпит катастрофу в берлинском аэропорту Шенефельд. Погибли все 9 членов экипажа и 63 из 73 пассажиров, большинство из которых составляли немецкие школьники, возвращавшиеся из поездки в СССР. Причина аварии: опять-таки чудовищное стечение обстоятельств. Немецкий диспетчер, отдавая команду экипажу ТУ на посадку, высказался не по инструкции, экипаж самолета его неверно понял, в итоге самолет вместо рабочей левой полосы зашел на посадку на правую, на которой в этот момент велись ремонтные работы.

18 января 1988 года. Ту-154 разломился пополам при слишком жесткой посадке в аэропорту Красноводска. Из 137 пассажиров, находившихся на борту, погибли 11, находившихся в месте разлома. По официальной версии причиной катастрофы стало пилотирование воздушного судна при посадке вторым пилотом, который и допустил ошибку.

Буквально сразу же, 24 января 1988 года под Нижневартовском сразу после взлета разбивается Як-40, летевший в Тюмень. У самолета по неизвестным причинам (по основной версии - из-за ошибочных действий экипажа) выключились все три двигателя и хотя один из них удалось запустить, самолет потерял высоту, ударился об опору ЛЭП и врезался в землю. Из 35 человек, находившихся на борту, погиб 31, большинство из них просто замерзли в глубоком снегу, так как самолет потерпел катастрофу поздним вечером, а обнаружили его только когда рассвело.

27 февраля 1988 года. Ту-134 совершает посадку в аэропорту Сургута. Командир экипажа просит у диспетчера разрешения зайти на посадку по кратчайшему пути. Уже на глиссаде самолет попадает в зону резкого ухудшения видимости. Вопреки всем инструкциям, требующим немедленно прекратить снижение и уйти на второй круг, и здравому смыслу, командир продолжает посадку. Как результат: Ту-134 врезался в землю в стороне от ВПП и загорелся. Погибли 17 пассажиров и трое членов экипажа, 37 человек получили ранения и травмы.

Схожая катастрофа произошла 21 ноября 1989 года в Тюмени, где при заходе на посадку в сложных метеоусловиях врезался в деревья в стороне от полосы Ан-24, летевший из Перми. Погиб экипаж и 28 из 36 пассажиров.

13 января 1990 года под Первоуральском разбился Ту-134 (борт 65951), выполнявший рейс Тюмень - Уфа - Волгоград. В районе Свердловска в грузовом отсеке самолета из-за короткого замыкания возник пожар. Экипаж запросил вынужденную посадку в Свердловске и начал снижаться. Однако в процессе снижения отказала часть электрооборудования, а затем сработала сигнализация о пожаре двигателей (как позднее выяснилось, срабатывание было ложным). Пилоты приняли решение посадить самолет на заснеженное сельскохозяйственное поле, но здесь, как и в случае с азербайджанским Ту-154 в мае 1978 года, им не повезло. Уже несясь по полю, Ту-134 зацепил крылом поливочный гидрант, крыло оторвалось, машину раскрутило и она ударилась о дерево. Погибли 27 из 71 человека, находившихся на борту, 44 получили ранения и травмы.

23 марта 1991 года при заходе на посадку в аэропорту Навои (Узбекистан) Ан-24 врезался в штабель железобетонных плит, разрушился и загорелся. О причинах этой катастрофы до сих пор практически ничего не известно. Весь экипаж и 30 из 59 пассажиров погибли.

23 мая 1991 года, в Ленинграде при посадке в "Пулково-1" разбился ТУ154, летевший из Сухуми. Эту катастрофу я помню хорошо, о ней уже говорили открыто. Причина аварии: ошибка экипажа, пилот посадил машину так жестко, что у "Тушки" от удара отломилась хвостовая часть. Из 178 человек, находившихся на борту погибли 13. Вся ВПП "Пулково" была тогда завалена цветами и фруктами из багажного отделения:

7 ноября 1991 года произошла типичная для Кавказа авиакатастрофа: Як-40 в условиях плохой видимости около Махачкалы врезался в гору. Погибли 34 человека.

И, наконец, последней серьезной авиакатастрофой в истории СССР стало падение Ан-24 26 ноября 1991 года под Бугульмой. При заходе на посадку самолет отклонился на два километра вправо от курса. Экипаж принял решение уйти на второй круг, однако самолет продолжал валиться вправо и разбился в 800 метрах от ВПП. По основной версии причиной аварии стало обледенение стабилизатора. Погибли 4 члена экипажа и 37 пассажиров.

Крупные авиационные катастрофы случаются реже, чем, к примеру, смертельные ДТП, но такие происшествия вызывают широкий общественный резонанс, особенно в тех случаях, если случаются с известными личностями, отличаются большим количеством жертв или другими исключительными обстоятельствами. Далее перечислены несколько ЧП с воздушным транспортом, которые произошли на территории России в XXI веке.

Авария "Ту-154" под Иркутском в 2001

В среду, 4 июня 2001 года, "Ту-154" совершал рейс Екатеринбург - Владивосток с дозаправкой в Иркутске.

На день крушения лайнер, который получил имя «Уссурийск», совершил более 11 тысяч взлетов и посадок, налетал почти 21 тысячу часов. Самолет, с которым случилась данная авиационная катастрофа, был выпущен в 1986 году. Управлял лайнером опытный экипаж, командир воздушного судна налетал практически 13,5 тысяч часов, второй пилот - 6,8 тысяч часов, работал в авиакомпании 20 лет, штурман - налетал 6,4 тысяч часов, бортинженер - 954 часа, все на "Ту-154".

На борту находились 145 человек, из них 9 членов экипажа. Большая часть пассажиров являлась гражданами РФ, также летели рейсом 12 граждан КНР.

Полет проходил в штатном режиме до момента посадки в аэропорту Иркутска. Катастрофическая ситуация развивалась стремительно (всего 15 секунд). Все попытки экипажа воздушного судна выровнять лайнер были безуспешными из-за недостатка высоты. Самолет вошел в штопор и свалился на землю. "Ту-154" исчез с радаров в 02:08, уже в 03:25 обломки были обнаружены в 22 км от Иркутска.

5 июля 2001 года, следующий после трагедии день, был объявлен траурным в РФ. Погибли все, кто находился на борту. Расследование авиационной катастрофы велось недолго, так как все три самописца были найдены сразу же. Причиной крушения эксперты назвали ошибки экипажа.

Теракты "Ту-154" и "Ту-134" в 2004 году

В августе 2004 практически одновременно в самолетах "Ту-154" (авиакомпания «Сибирь», маршрут Москва - Сочи) и "Ту-134" («Авиаэкспресс», Москва - Волгоград) сработали взрывные устройства, которые были пронесены на борт смертницами. Оба самолета разбились, в "Ту-154" погибли сорок шесть человек, в "Ту-134" - сорок четыре человека. Первый рейс вылетел из «Домодедово» в 21:25, второй - в 22:00, тоже из «Домодедово». Первым с экранов пропал Т"у-134" (в 22:56), через несколько минут связь оборвалась и с "Ту-154".

Обломки и останки пассажиров, погибших в авиационной катастрофе с "Ту-134", были обнаружены в Тульской области в 2:00, "Ту-154" - в 08:15 в Ростовской области. Следствие быстро установило причины крушения.

Причины авиационной катастрофы были одинаковыми - теракт. Совершили его чеченские смертницы А. Нагаева и С. Джебирханова. Террористки собрали взрывные устройства уже на борту, в туалетах. Мощность взрывов могла быть небольшой. В результате терактов погибли все находившиеся на борту и одного, и другого воздушного судна. Общее количество жертв составило 90 человек.

Катастрофа самолета А-320 3 мая 2006

Другая авиационная катастрофа в России произошла 3 мая 2006 года в Сочи. Самолет национального авиаперевозчика Армении совершал рейс Ереван - Сочи. На борту находились сто пять пассажиров и восемь членов экипажа. Большая часть пассажиров и все члены экипажа были гражданами Армении, россиян в лайнере находилось 26 человек, также летели этим рейсом один украинец и один грузин. Среди пассажиров был также Артур Тумасян, один из авторов шоу «Камеди Клаб».

Рейс вылетел из Еревана и взял курс на Сочи, полет проходил в штатном режиме. Погода в Сочи была плохой, так что экипаж решил вернуться в Ереван. Позже решение изменилось: садиться решили все же в Сочи. Тем более что погода была лучше посадочного минимума. Однако самолет упал в Черное море и разрушился. Все, кто находился на борту, погибли.

Согласно официальному отчету Межгосударственного авиационного комитета Армении, причиной катастрофы стали неправильные действия пилотов и сложные метеорологические условия при заходе на посадку. Вскоре после авиационной катастрофы в СМИ появились слухи, что на борту находились криминальные элементы и даже произошла перестрелка. Эти мнения были впоследствии опровергнуты официальным докладом МАК.

Авария А-310 в аэропорту Иркутска 9 июля 2006

В июле 2006 года самолет совершал рейс Москва - Иркутск. Полет проходил в штатном режиме, но после приземления экипаж не смог остановиться на ВПП и врезался в гаражи. На борту находились 203 человека (из них 8 - члены экипажа), погибли 125 пассажиров. Из выживших — 78 человек, 63 получили ранения.

Особенно отличились два бортпроводника, которые ценой собственной жизни и здоровья спасли около 50 пассажиров рейса, потерпевшего крушение. Андрей Дьяконов, по свидетельствам уцелевших пассажиров, действовал строго по инструкции. Когда начался пожар, молодой человек выбил дверь самолета и начал буквально выталкивать людей. Когда судно стало разваливаться на части, бортпроводник, видимо, не успел выпрыгнуть. Андрей Дьяконов погиб, посмертно награжден.

Аварийный выход открыла и Виктория Зильберштейн - двадцатидвухлетняя стюардесса. Она выбралась из-под завала кресел и багажа, добралась до аварийного люка и начала выпускать людей. Последней самолет покинула через этот люк сама Виктория. Девушка получила сотрясение мозга, но, восстановившись, смогла снова приступить к работе.

Причиной катастрофы, как и многих других авиационных аварий, эксперты назвали неправильные действия пилотов. Уголовное дело было закрыто в связи со смертью подозреваемых лиц. Также причиной в ходе ведения расследования называли неисправность оборудования и другие факторы, доподлинно установить которые не представляется возможным.

Крушение при посадке в Перми в 2008

В крушении «Боинга 737», которое произошло 14 сентября 2008 года в 11 км от аэропорта Перми, погибли все - всего 82 человека. Рейс совершал полет по маршруту Москва - Пермь, но недалеко от конечного пункта назначения самолет рухнул на землю и разрушился. Это происшествие стало первой катастрофой «Боинга 737» на территории России.

Падение президентского борта Польши

Крушение "Ту-154" в Смоленске стало катастрофой, в которой погибло практически все высшее военное командование Польши, президент с супругой, известные польские политики. Делегация направлялась в Россию, чтобы посетить траурные мероприятия по случаю годовщины расстрела в Катыни.

Экипаж самолета, как выяснилось, был недостаточно подготовлен к полету. По факту только лишь бортинженер в день вылета имел действительный допуск к полетам на "Ту-154". Кроме того, экипаж не имел актуальных метеорологических данных по смоленскому аэропорту, а также точных координат. Впоследствии некоторые СМИ назвали одной из причин катастрофы давление на пилотов со стороны президента Польши. Ранее уже имел место случай, когда президент потребовал изменить курс, но пилот отказался выполнить это требование, так как в противном случае пассажиры подверглись бы опасности.

На борту были девяносто шесть человек, восемьдесят восемь из них - пассажиры. Этим рейсом, как уже упоминалось, летел президент Польши Л. Качиньский с женой, руководитель канцелярии, замминистра иностранных дел, замминистра культуры, глава нацбанка, руководитель бюро нацбезопасности и другие видные политические, общественные, военные и религиозные деятели. На борту должен был находиться еще и родной брат Леха Качиньского, но ему не удалось полететь из-за резко ухудшившегося состояния здоровья матери.

Полет проходил в штатном режиме, заход на посадку тоже поначалу выполнялся правильно. Самолет столкнулся с деревьями, но, как потом установила комиссия, условия были таковы, что даже если бы воздушное судно не встретилось с препятствием, через несколько секунд все равно произошла бы катастрофа.

Согласно окончательному протоколу расследования, причинами катастрофы стали сложные метеорологические условия, игнорирование пилотами сигналов системы предупреждения и снижение ниже минимальной высоты, т. е. ошибки экипажа. Кроме того, было выявлено несовершенство оборудования, установленного на борту.

Крушение "Як-42" с «Локомотивом» на борту

Авиакатастрофа, в результате которой погибли игроки хоккейного клуба «Локомотив», произошла под Ярославлем 7 сентября 2011 года. Крушение случилось при взлете, воздушное судно находилось в полете всего несколько секунд. Лайнер столкнулся с маяком, врезался в земную поверхность и разрушился. В крушении выжил лишь один человек - инженер по оборудованию. Все остальные (восемь членов экипажа и тридцать семь пассажиров) погибли. В связи с гибелью состава хоккейной команды «Локомотив» выбыл из КХЛ в 2011-2012. Причиной крушения эксперты назвали ошибку пилотов: кто-то из них нажал на тормозные педали при разбеге.

Катастрофа в аэропорту Казани в 2013

«Боинг 737», принадлежавший компании «Татарстан», выполнял рейс из Москвы в Казань 17 ноября 2013 года. Заход на посадку производился в автоматическом режиме, в какой-то момент в кабине прозвучали сигналы, указывающие на предельную для этой высоты близость к земле. Все 50 человек, которые находились на борту, погибли. Крушение стало крупнейшим по количеству жертв в 2013 году. На текущей момент это последняя катастрофа на регулярных линиях России.

Падение "Ту-154" Минобороны РФ в Сочи

25 декабря 2016 года участники Академического ансамбля летели на авиабазу Хмеймим в Сирии, чтобы поздравить российских военнослужащих с наступающими новогодними праздниками. Дозаправка сначала планировалась в Моздоке, но из-за неблагоприятных погодных условий ее перенесли в Сочи. Лайнер успешно вылетел из Сочи, но уже через две минуты пропал с радаров. Воздушное судно рухнуло в Черное море. Погибли все люди, находившиеся на борту (а это восемьдесят четыре пассажира и восемь членов экипажа).

Для авиационной катастрофы характерны некоторые обстоятельства, которые обычно заканчиваются трагедией. В данном случае, вероятно, к катастрофе привели техническая неисправность самолета и ошибки экипажа или перегруз. Именно это установила комиссия. Есть также версия, что в кабине экипажа находился посторонний человек, который не имел допуска к полетам.

Авиакатастрофы в России в 2017 году

Список авиационных катастроф за 2017 год на территории России включает всего 15 происшествий. Это меньше прошлогоднего показателя на 53,1%. В 2016-м число катастроф и авиационных аварий, которые произошли в РФ, составило 32 случая. Жертвами происшествий с воздушными судами в 2017 году стали всего 22 человека. По сравнению с показателем предыдущего года зафиксировано уменьшение на 81,1% (в 2016-м - 119 жертв). Число пострадавших тоже существенно сократилось: 29 человек в 2017-м против 132 - в 2016-м. Согласно официальным данным МЧС, больше всего катастроф в предыдущие годы происходили в Южном и Дальневосточном (по двадцать четыре процента), а также в Центральном (семнадцать процентов) ФО. Больше всего самолетов терпели крушения в Южном ФО (33%), вертолетов - в Дальневосточном (45%).

По данным нашего источника, заслуживающего доверия, комиссией уже установлено, что самолет начал разгон по взлетно-посадочной полосе с невыключенным стояночным тормозом. Это устройство - аналог ручного тормоза в автомобиле - используется только во время стоянки. Мощности двигателей вполне хватает, чтобы воздушное судно тронулось с места, находясь на стояночном тормозе (так же, как некоторые забывчивые автомобилисты трогаются на "ручнике") и проехало по рулежной дорожке на ВПП. А вот разогнаться до взлетной скорости уже становится проблематично.

Справка МК Между тем

Ошибки, когда пилоты не отключают стояночный тормоз, хоть и редко, но все же случаются. Так, в 2005 году в Хабаровском аэропорту не смог взлететь Boeing американской компании Kalitta Air, поскольку экипаж не снял шасси со стояночного тормоза. В результате колеса разрушились, их фрагменты попали в двигатели. К счастью, тогда обошлось без тяжелых последствий.

Кроме того, источник сообщил "МК", что, как следует из расшифровки речевого самописца Як-42, непосредственно перед взлетом командир воздушного судна Андрей Соломенцев приказал второму пилоту Игорю Жевелову взять управление на себя, мотивируя это плохим самочувствием.

Стояночный тормоз должен был отключить именно командир. Но, возможно, в момент передачи управления пилоты о нем просто забыли и не обратили внимание на соответствующий сигнал на приборной панели (звуковым сигналом он не дублируется).

Неисключено, что когда Як-42 начал разгоняться на взлет и никак не мог набрать нужную скорость, пилоты заметили ошибку и отключили тормоз. Кстати, теоретически на то, что стояночный тормоз не отключен мог обратить внимание и выживший в авиакатастрофе бортинженер Александр Сизов, хотя на взлетном режиме он загружен работой не меньше командира.

Кабина “Як-42”. Ручка стояночного тормоза. Фото: Антон Банников.

Почему экипаж принял решение продолжать взлет, а не применить экстренное торможение, можно только предполагать. Возможно, пилоты понадеялись на то, что им хватит длины ВПП - самолет стартовал с половины полосы, а это 1,5 км, тогда как Як-42 для взлета нужно 800 метров. Но оказалось поздно. В результате самолет взлетал уже с грунта (он проехал задними тележками шасси примерно 400 метров по траве). Само по себе это не стало бы причиной трагедии, но самолет не успел набрать безопасную высоту, зацепился за мачту маяка, что и привело к разрушению лайнера.

По данным "МК", официальное заключение о причинах катастрофы может быть подготовлено уже в среду. Председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина доложила премьеру Владимиру Путину, что самолет был полностью исправен и даже "разовых команд, свидетельствующих об отказах авиатехники, на записи параметрического самописца пока не выявлено". Кроме того, по ее словам, перед взлетом экипаж проверил все каналы управления самолетом и убедился в их исправности, самолет не перегружали, а метеоусловия были нормальными.


Тем не менее наш источник предположил, что в официальных выводах, которые будут оглашены, "комиссия из чисто этических соображений попытается не валить всю вину на экипаж, а найти, что же все-таки там могло сломаться". Поскольку летчики сами стали жертвами катастрофы.

Год назад, 7 сентября 2011 года пассажирский самолет Як‑42Д с бортовым номером RA‑42434 ЗАО "Авиационная компания "Як Сервис", выполнявший нерегулярный международный рейс по перевозке пассажиров по маршруту Ярославль (Туношна) - Минск, из аэропорта "Туношна" в Ярославской области.

На борту самолета находились 45 человек: команда ярославского хоккейного клуба "Локомотив" ‑ 37 пассажиров ‑ и восемь членов экипажа. Игроки основного состава хоккейной команды направлялись в Минск, где на следующий день была назначена игра с хоккейным клубом "Динамо" ‑ первый матч "Локомотива" в сезоне Континентальной хоккейной лиги (КХЛ).

Ярослав Неелов

Хоккейный клуб "Локомотив" (Ярославль)

В простых метеоусловиях самолет начал разбег на взлетно‑посадочной полосе (ВПП) аэропорта "Туношна".

Самолет набрал высоту не более пяти‑шести метров, затем столкнулся с антенной системой курсового радиомаяка (КРМ), расположенной в 435 метрах от торца ВПП и имеющей высоту около трех метров, с контейнером КРМ, затем с интенсивным левым креном столкнулся с основанием огней подхода (светосигнальная система аэродрома) и деревьями, ударился о поверхность земли примерно в 600 метрах от торца ВПП, на берегу реки Туношонки, и разрушился. Основная часть фрагментов самолета была разбросана на расстоянии 800‑900 метров от торца ВПП.

43 человека погибли сразу (39 человек ‑ от мгновенных механических повреждений тела, три человека ‑ из‑за утопления, один человек погиб из‑за термических повреждений тела).

Выжили только двое ‑ хоккеист Александр Галимов и бортинженер Александр Сизов. Оба после крушения самолета оказались в реке. Галимов был в сознании, смог сам уйти от горящего самолета и назвал свою фамилию сотрудникам полиции.

Выжившие были госпитализированы.

Спортсмен, получивший ожоги 90% тела, был доставлен в ожоговое отделение Института хирургии имени Вишневского в Москве, где скончался 12 сентября.

Сизов на следующий день после катастрофы НИИ скорой помощи имени Склифосовского в Москве с множественными переломами ребер, оскольчатым переломом бедра, проникающим ранением головы с повреждением головного мозга и ожогами 15% тела. Состояние пациента было крайне тяжелым.

Нападающий команды "Локомотив" 20‑летний Максим Зюзякин и финский тренер вратарей Йорма Валтонен, работавший в ярославском клубе, на матч в Минск и остались живы.

7 сентября Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сформировал комиссию для расследования причин и обстоятельств катастрофы.

По факту катастрофы было возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 263 Уголовного кодекса Российской Федерации. Следствием о технической неисправности самолета и ошибке пилотирования.

В связи с гибелью основного состава команда "Локомотив" ‑ Континентальной хоккейной лиге (КХЛ) ‑ в сезоне 2011‑2012.

10 сентября в ледовом дворце спорта Ярославля . Непосредственно в Ярославле были похоронены 14 человек, тела остальных погибших были доставлены в другие города и страны. Среди погибших были граждане Украины, Белоруссии, Чехии, Словакии, Германии, Швеции и Латвии.

РИА Новости. Владимир Терентьев

"Локомотив", каким мы его запомним

К 15 сентября Ространснадзор проверил все 15 авиакомпаний, эксплуатирующих самолеты Як‑ 42. По итогам проверки были отстранены от полетов три воздушных судна, всего было проверено 28 самолетов Як‑42.

22 сентября выживший в катастрофе наземный инженер по авиационному и радиоэлектронному оборудованию Александр Сизов был допрошен заместителем председателя МАКа по расследованию авиационных происшествий, заслуженным пилотом СССР Георгием Ячменевым. По словам Александра Сизова, никаких замечаний к работе авиатехники ни при подготовке к полету, ни в ходе взлета не было. Сизов отметил, что не видел, кто управлял самолетом во время взлета. Момент самой катастрофы Сизов не запомнил, он помнил только, как лайнер взлетал, а в следующий момент очнулся в воде, где горел разлившийся керосин.
По показаниям Сизова МАК уточнил фактическое размещение пассажиров и багажа: в переднем салоне находился руководящий состав команды и тренеры, команда находилась во втором салоне, основная масса багажа была загружена в задний багажник. Это о том, что самолет не смог штатно взлететь по причине смещения центровки, так основная часть пассажиров якобы находилась в переднем салоне.

В начале октября 2011 года бортинженер Александр Сизов успешно перенес пластические операции на лице и шее.

РИА Новости. Ярослав Неелов

Мемориальный комплекс членам хоккейного клуба "Локомотив", погибшим в авиакатастрофе 7 сентября 2011 года, на Леонтьевском кладбище в Ярославле.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников